В продолжении темы села Фролово

Перед Новым годом мне удалось побывать в Ловати и встретиться с бывшими жителями села Фролова Екатериной Фёдоровной Герасимовой и Анной Антоновной Пяткиной. С ними мы переговорили о давно волновавшем меня вопросе: была ли во Фролове церковь и когда она работала?

Обе пожилые женщины ответили на мой вопрос утвердительно. Е.?Ф. Герасимова сказала: «Я свою церковь даже хорошо помню. Стояла она на возвышенности почти в центре села. Была деревянной. Недалеко от неё кладбище. Помню, как церковь горела. Случилось это летом 1943 года, когда Красная Армия освобождала Фролово от немцев. Возле домов и церкви разгорелся бой. Били пушки. Немцы уже вроде бы отступили, и тут начался пожар на храме. Почему он загорелся — никто не знает. Скорее всего, немцы подожгли в последние минуты перед отступлением. А может, снаряд угодил — много ли надо сухому дереву?»…

Конечно, возрождать церковь никто не думал. Здешний край, отрезанный от райцентра бездорожьем, стал после войны быстро пустеть. К 90-м годам прошлого столетия в селе уже почти никого не было. Сегодня здесь живёт одна старая женщина А.?С. Корнеева.

«Я выехала с семьёй из Фролова, — говорит А.?А. Пяткина, — в 1965 году. Переехали мы сюда, в Ловать. Там, в селе, уже вовсю шёл процесс запустения. Дети ходили в школу за 8 километров. Они затем уезжали на учёбу и оставались на работе там, где больше всего устраивало родителей. Много наших живёт в Москве, в Подмосковье, на Брянщине. Сама я церковь почти не помню, так как родилась и жила в детстве в д. Павловке. Вышла замуж во Фролово. И мне, конечно, рассказывали пожилые люди, что она работала, как сгорела. И наши павловцы ходили в эту церковь — тут недалеко была лесная дорога.

Я всегда с интересом ходила и на курганы. Возле Фролова и поселков их много. Зарастают они непроходимым лесом. Газета писала, что это захоронения, поэтому наш народ теперь редко там появляется. Да и ходить некому стало — постарели…»

…Я через райгазету обращался к тем читателям, кто родом из с. Фролова, с просьбой рассказать о церкви и о своих памятных местах. Но никто не откликнулся. Звонил краевед В.?С. Артамонов. Он когда-то бывал на древних курганах. Их, действительно, много. Но для людей они ценности не представляют. Чтобы теперь написать историю села Фролова и церкви, надо работать в архивах. Кому этим заниматься? Возможно, когда-нибудь в районе и найдётся человек, который заинтересуется этим вопросом, а так край ловатской может зарасти лесом и одичать, совсем как до времён вятичей…

Георгий Викторов