Надежда добавлен комментарий в Пётр Васильевич Васильев

Отзываюсь! Но не знаю как связаться с вами т.к. формы связи нет((( Напишите сюда nadiiarashe@yandex.ru
Обязательно пообщаемся

Первое упоминание о с. Воткино относится к XIII веку. Заселение же нынешних хвастовичских лесов произошло в глубокой древности племенами балтов. В конце VIII века сюда пришли вятичи из Среднего Поволжья, изгнав балтов с территории. Позже в нашу местность стали стекаться беглые и сосланные из боярских и дворянских вотчин крестьяне, осваивая дикий край и спасаясь от преследования хозяев и властей. Богатые лесные массивы и плодородные земли притягивали всё новых пришельцев, поэтому Воткино разрасталось за счёт расширения пахотных земель.

В XVII веке эти земли оказались в руках помещиков-дворян. Бунин Павел Игнатьевич, Воткинский помещик, жил напротив нынешней почты. В своём пользовании он имел 1700 га земли.

А вот земли, лежавшие на территории вокруг пос. Черная Речка (бывший Челюскинец), Бунин подарил помещице Царёвой Анастасии Ивановне — она имела 500 десятин земли. Впоследствии земли Бунина по завещанию были подарены Жиздринскому детдому. Опекуном этой земли был Тихомиров. Но поскольку Тихомиров был в детдоме наездами, всеми делами управлял немец Роберт Иванович Эйдер.

Когда хозяйство стало нерентабельным, его решили продать подбужским крестьянам. Но подбужане со стороны не могли хорошо управлять большим хозяйством, к тому же они наносили большой вред крестьянам из Воткино, затаптывая их посевы. Поэтому воткинцы были вынуждены уполномочить об этом мещанина из Жиздры Волкова Ивана Алексеевича. Он съездил в Воронеж к Куманскому и тот передал купчую на землю подбужских крестьян Воткинским.

Долгое время, вплоть до 1917 года, земли находились во владениях местных помещиков (Мещерской, Пашковых, Охотникова, Бегичевой, Параваевой) и церкви.

В 1868 году в Воткино была построена деревянная церковь, а в 1885 — кирпичная. Деревянная была продана в Слободу. Церковь находилась на территории ныне существующей школы. По словам очевидцев, церковь была из красного кирпича, на ней возвышалось пять куполов, она была большая и очень светлая. В церкви имелось три двери. Не только воткинцы, но и прихожане из близлежащих деревень посещали церковь. Была она построена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XIX века Воткиным стал владеть помещик Бунин Павел Игнатьевич. Он жил на той улице, где была церковь. Улица называлась Бунинка. В церкви проходили и венчания молодых. Та девушка, которая нравилась помещику, должна была провести с ним первую ночь. Бунин приказывал привести её к себе домой, и никто не мог его ослушаться.

В то время замуж выдавали с выгодой, а не по любви: жених и невеста вроде рядом живут — вот и поженятся, чтобы в один колодец по воду ходить, — так бабки говорили.

При церкви службу нёс батюшка, жил он напротив дома родителей Ивана Петровича Ерохина. При нём служил дьячок, а бабушка -мать отца Ивана Петровича — прислуживала при церкви.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, церковь была взорвана фашистами. Как рассказывает бывшая учительница русского языка и литературы Воткинской школы Т.М. Архипова, осколки разлетались на несколько километров (она в то время жила на пос. Челюскинце). Люди видели, как была взорвана церковь. Очень переживали: от прекрасного творения зодчих осталась гора кирпича, которая впоследствии была разобрана населением на строительство печей. Наверное в каждой нынешней избе в фундаментах заложены кирпичи от церкви. Чтобы помолиться, люди стали тайно от властей собираться на п. Красная Горка, там жила старушка Семитониха, она кропила пасхи, вела молебны, крестила младенцев; петь ей помогала свекровь Божановой Тоня.

В конце 1888 года в нашем селе была построена церковно-приходская школа с одной классной комнатой, в которой занималась сразу 3 класса с одним учителем. В углу комнаты стояла икона (кивот) высотой от пола до потолка. Возле этой иконы стояли два ведра с гречихой. Нарушителей и непослушных ставили в угол на колени на рассыпанную гречиху и заставляли молиться.

Первой учительницей в школе была Овсянникова Надежда Васильевна, а после её смерти прислали работать Сергееву Наталью Филипповну — она проработала до 1917 года. Школу посещали дети состоятельных жителей. В 1935 году в селе открыли семилетнюю школу, размещалась она в двух зданиях. Во время немецкой оккупации село было сожжено, сильно пострадала и школа.

На территории нынешней школы было кладбище, но здешнюю землю для захоронения усопших нужно было выкупить. А вообще в Воткино было два кладбища: первое для всех, которое и ныне существует, а другое — для людей богатых.

В послевоенный период жителям села пришлось восстанавливать колхозы с большим трудом: не было тягла, семян. Народ первое время ютился в землянках. Однако благодаря усилиям народа село возродилось.

По указанию самого И.В. Сталина началось строительство нынешней школы и клуба. Потом у нас появились своя больница, свой роддом, в котором в месяц рождалось до 30-ти малышей, фельдшером-акушером работала Н.И. Задорожная

Когда строилась новая школа и школьный погреб, было выкопано очень много костей и черепов, всё это впоследствии было перезахоронено на другом (нынешнем) кладбище. Так что ходим мы, воткинцы, по костям своих богатых предков.

В лесу на п. Черная Речка работал кирпичный завод, там изготавливали кирпич. Да такой, что и ломом не разобьёшь — был замешан на куриных желтках, — так говорят старики. Подбужская больница была полностью выстроена из этого кирпича, возили его на лошадиных подводах.

Улицы в с. Воткино в старые времена назывались иначе: Кулига, по-тому что около луга; Гусевка, это оттого, что много гусей было на улице; Зюмкин конец, Бородкин конец, Бунинка — по имени барина.

Людей по фамилии знал у нас не каждый. Воткинцы — это в основном: Васюковы, Исаевы, Кузнецовы, Никишины — все двоюродные и троюродные. На одной улице было по 18–20 детей одной фамилии и поэтому у каждого было прозвище. Узнавали их также по обличию отца и матери.

В период коллективизации была организована в Воткино пионерская организация, состояла она из 11 человек. Первым председателем совета отряда был Васюков Иван Тихонович. Многие верующие родители не разрешали своим детям вступать в пионеры. Каждый пионер должен был обучить двух безграмотных.

За период 1930–1932 годов в колхоз вступили все жители села. Хозяйство крепло, и к 1940 году колхоз стал одним из передовых в районе.

В наше время село угасает, но воткинцы не сдаются: школа пока функционирует, в ней обучаются 15 ребятишек, 10 из них цыганской национальности. Работает почта, сельская администрация, есть у нас медицинский пункт, сельская библиотека. Хороший, просторный магазин, контора сельхозартели, ферма, тракторный стан. Дети с 5 класса по 11-й обучаются в Подбужской школе, возит их «Школьный автобус».

Обещают нам газ провести, к домам. Мы на это очень надеемся: население наше в основном пожилого возраста, и дрова готовить тяжело, да и дорого. Старожилом села у нас является Ерохина Александра Сидоровна. Ей 85 лет.

Хочется пожелать землякам-воткинцам терпения, поменьше ссориться. Держитесь сообща и почаще улыбайтесь друг другу. Дай Бог Вам всем здоровья!

Материал подготовила библиотекарь Воткинской сельской библиотеки Татьяна Наумова

  1. Комментарии (3)

  2. Добавить свои
Здесь не опубликовано еще ни одного комментария
  1. Елена Викторовна

    Говорят, что у вас живет Мария Афанасьевна, вроде как она молитвами снимает с людей порчу. Это правда?

     
    1. Ольга

      Мне очень пронравился Ваш рассказ о селе Воткино.Да я была у Вас в 1994 и вот пришлось побывать 2014 г да очень с тех пор изменилось народу совсем не осталось очень грусно что деревня совсем опустела.Хотелось бы надеятся что в скором времени изменится в лучшую сторону

       

        Помогите найти родню Ерохиных Ивана,Егора,Варвару,Евгения,Валентина Яковлевна моя мама1933г с Воткино Хвастовичский калужской

         

        Оставьте свой комментарий

        Опубликовать комментарий как Гость.
        Вложения (0 / 3)
        Поделитесь своим местоположением