земляк добавлен комментарий в О прошлом и настоящем Стаек
В 1731-1732 Хвастовичский помещик Комаровский действительно заселил 7 семей из Хвастовичей и купил землю и деревня называлась Комаровка Но купил он её с согласия старейшин существовавшей деревни Земля...

Первое упоминание о с. Воткино относится к XIII веку. Заселение Ð¶Ðµ нынешних хвастовичских лесов произошло в Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾Ð¹ древности племенами балтов. В ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ VIII века сюда пришли вятичи из Ð¡Ñ€ÐµÐ´Ð½ÐµÐ³Ð¾ Поволжья, изгнав балтов с Ñ‚ерритории. Позже в Ð½Ð°ÑˆÑƒ местность стали стекаться беглые и ÑÐ¾ÑÐ»Ð°Ð½Ð½Ñ‹Ðµ из Ð±Ð¾ÑÑ€ÑÐºÐ¸Ñ… и Ð´Ð²Ð¾Ñ€ÑÐ½ÑÐºÐ¸Ñ… вотчин крестьяне, осваивая дикий край и ÑÐ¿Ð°ÑÐ°ÑÑÑŒ от Ð¿Ñ€ÐµÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ хозяев и Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚ей. Богатые лесные массивы и Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð´Ð½Ñ‹Ðµ земли притягивали всё новых пришельцев, поэтому Воткино разрасталось за ÑÑ‡Ñ‘Ñ‚ расширения пахотных земель.

В XVII веке эти земли оказались в Ñ€ÑƒÐºÐ°Ñ… помещиков-дворян. Бунин Павел Игнатьевич, Воткинский помещик, жил напротив нынешней почты. В ÑÐ²Ð¾Ñ‘Ð¼ пользовании он Ð¸Ð¼ÐµÐ» 1700 га Ð·ÐµÐ¼Ð»Ð¸.

А Ð²Ð¾Ñ‚ земли, лежавшие на Ñ‚ерритории вокруг пос. Черная Речка (бывший Челюскинец), Бунин подарил помещице Царёвой Анастасии Ивановне â€” она имела 500 десятин земли. Впоследствии земли Бунина по Ð·Ð°Ð²ÐµÑ‰Ð°Ð½Ð¸ÑŽ были подарены Жиздринскому детдому. Опекуном этой земли был Тихомиров. Но Ð¿Ð¾ÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÑƒ Тихомиров был в Ð´ÐµÑ‚доме наездами, всеми делами управлял немец Роберт Иванович Эйдер.

Когда хозяйство стало нерентабельным, его решили продать подбужским крестьянам. Но Ð¿Ð¾Ð´Ð±ÑƒÐ¶Ð°Ð½Ðµ со ÑÑ‚ороны не Ð¼Ð¾Ð³Ð»Ð¸ хорошо управлять большим хозяйством, к Ñ‚ому Ð¶Ðµ они наносили большой вред крестьянам из Ð’откино, затаптывая их Ð¿Ð¾ÑÐµÐ²Ñ‹. Поэтому воткинцы были вынуждены уполномочить об ÑÑ‚ом мещанина из Ð–издры Волкова Ивана Алексеевича. Он ÑÑŠÐµÐ·Ð´Ð¸Ð» в Ð’оронеж к ÐšÑƒÐ¼Ð°Ð½ÑÐºÐ¾Ð¼Ñƒ и Ñ‚от передал купчую на Ð·ÐµÐ¼Ð»ÑŽ подбужских крестьян Воткинским.

Долгое время, вплоть до 1917 года, земли находились во Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸ÑÑ… местных помещиков (Мещерской, Пашковых, Охотникова, Бегичевой, Параваевой) и Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸.

В 1868 году в Ð’откино была построена деревянная церковь, а Ð² 1885 â€” кирпичная. Деревянная была продана в Ð¡Ð»Ð¾Ð±Ð¾Ð´Ñƒ. Церковь находилась на Ñ‚ерритории ныне существующей школы. По ÑÐ»Ð¾Ð²Ð°Ð¼ очевидцев, церковь была из ÐºÑ€Ð°ÑÐ½Ð¾Ð³Ð¾ кирпича, на Ð½ÐµÐ¹ возвышалось пять куполов, она была большая и Ð¾Ñ‡ÐµÐ½ÑŒ светлая. В Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸ имелось три двери. Не Ñ‚олько воткинцы, но Ð¸ Ð¿Ñ€Ð¸Ñ…ожане из Ð±Ð»Ð¸Ð·Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ‰Ð¸Ñ… деревень посещали церковь. Была она построена в Ñ‡ÐµÑÑ‚ÑŒ Рождества Пресвятой Богородицы. В ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ XIX века Воткиным стал владеть помещик Бунин Павел Игнатьевич. Он Ð¶Ð¸Ð» на Ñ‚ой улице, где была церковь. Улица называлась Бунинка. В Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸ проходили и Ð²ÐµÐ½Ñ‡Ð°Ð½Ð¸Ñ молодых. Та Ð´ÐµÐ²ÑƒÑˆÐºÐ°, которая нравилась помещику, должна была провести с Ð½Ð¸Ð¼ первую ночь. Бунин приказывал привести её к ÑÐµÐ±Ðµ домой, и Ð½Ð¸ÐºÑ‚о не Ð¼Ð¾Ð³ его ослушаться.

В Ñ‚Ð¾ Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ замуж выдавали с Ð²Ñ‹Ð³Ð¾Ð´Ð¾Ð¹, а Ð½Ðµ Ð¿Ð¾ Ð»ÑŽÐ±Ð²Ð¸: жених и Ð½ÐµÐ²ÐµÑÑ‚а вроде рядом живут â€” вот и Ð¿Ð¾Ð¶ÐµÐ½ÑÑ‚ся, чтобы в Ð¾Ð´Ð¸Ð½ колодец по Ð²Ð¾Ð´Ñƒ ходить, â€” так бабки говорили.

При церкви службу нёс батюшка, жил он Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð¾Ñ‚ив дома родителей Ивана Петровича Ерохина. При нём служил дьячок, а Ð±Ð°Ð±ÑƒÑˆÐºÐ° -мать отца Ивана Петровича â€” прислуживала при церкви.

Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Великой Отечественной войны, в 1943 году, церковь была взорвана фашистами. Как рассказывает бывшая учительница русского языка и Ð»Ð¸Ñ‚ературы Воткинской школы Т.М. Архипова, осколки разлетались на Ð½ÐµÑÐºÐ¾Ð»ÑŒÐºÐ¾ километров (она в Ñ‚о Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ жила на Ð¿Ð¾Ñ. Челюскинце). Люди видели, как была взорвана церковь. Очень переживали: от Ð¿Ñ€ÐµÐºÑ€Ð°ÑÐ½Ð¾Ð³Ð¾ творения зодчих осталась гора кирпича, которая впоследствии была разобрана населением на ÑÑ‚роительство печей. Наверное в ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ нынешней избе в Ñ„ундаментах заложены кирпичи от Ñ†ÐµÑ€ÐºÐ²Ð¸. Чтобы помолиться, люди стали тайно от Ð²Ð»Ð°ÑÑ‚ей собираться на Ð¿. Красная Горка, там жила старушка Семитониха, она кропила пасхи, вела молебны, крестила младенцев; петь ей Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°Ð»Ð° свекровь Божановой Тоня.

В ÐºÐ¾Ð½Ñ†Ðµ 1888 года в Ð½Ð°ÑˆÐµÐ¼ селе была построена церковно-приходская школа с Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ классной комнатой, в ÐºÐ¾Ñ‚орой занималась сразу 3 класса с Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ учителем. В ÑƒÐ³Ð»Ñƒ комнаты стояла икона (кивот) высотой от Ð¿Ð¾Ð»Ð° до Ð¿Ð¾Ñ‚олка. Возле этой иконы стояли два ведра с Ð³Ñ€ÐµÑ‡Ð¸Ñ…ой. Нарушителей и Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÐ»ÑƒÑˆÐ½Ñ‹Ñ… ставили в ÑƒÐ³Ð¾Ð» на ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸ на Ñ€Ð°ÑÑÑ‹Ð¿Ð°Ð½Ð½ÑƒÑŽ гречиху и Ð·Ð°ÑÑ‚авляли молиться.

Первой учительницей в ÑˆÐºÐ¾Ð»Ðµ была Овсянникова Надежда Васильевна, а Ð¿Ð¾ÑÐ»Ðµ её смерти прислали работать Сергееву Наталью Филипповну â€” она проработала до 1917 года. Школу посещали дети состоятельных жителей. В 1935 году в ÑÐµÐ»Ðµ открыли семилетнюю школу, размещалась она в Ð´Ð²ÑƒÑ… зданиях. Во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ немецкой оккупации село было сожжено, сильно пострадала и ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð°.

На Ñ‚ерритории нынешней школы было кладбище, но Ð·Ð´ÐµÑˆÐ½ÑŽÑŽ землю для захоронения усопших нужно было выкупить. А Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñ‰Ðµ в Ð’откино было два кладбища: первое для всех, которое и Ð½Ñ‹Ð½Ðµ существует, а Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ðµ â€” для людей богатых.

В Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¹ период жителям села пришлось восстанавливать колхозы с Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼ трудом: не Ð±Ñ‹Ð»Ð¾ тягла, семян. Народ первое время ютился в Ð·ÐµÐ¼Ð»ÑÐ½ÐºÐ°Ñ…. Однако благодаря усилиям народа село возродилось.

По ÑƒÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð¸ÑŽ самого И.В. Сталина началось строительство нынешней школы и ÐºÐ»ÑƒÐ±Ð°. Потом у Ð½Ð°Ñ появились своя больница, свой роддом, в ÐºÐ¾Ñ‚ором в Ð¼ÐµÑÑÑ† рождалось до 30-ти малышей, фельдшером-акушером работала Н.И. Задорожная

Когда строилась новая школа и ÑˆÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ погреб, было выкопано очень много костей и Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ¿Ð¾Ð², всё это впоследствии было перезахоронено на Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¾Ð¼ (нынешнем) кладбище. Так что ходим мы, воткинцы, по ÐºÐ¾ÑÑ‚ям своих богатых предков.

В Ð»ÐµÑÑƒ на Ð¿. Черная Речка работал кирпичный завод, там изготавливали кирпич. Да Ñ‚акой, что и Ð»Ð¾Ð¼Ð¾Ð¼ не Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð±ÑŒÑ‘шь â€” был замешан на ÐºÑƒÑ€Ð¸Ð½Ñ‹Ñ… желтках, â€” так говорят старики. Подбужская больница была полностью выстроена из ÑÑ‚ого кирпича, возили его на Ð»Ð¾ÑˆÐ°Ð´Ð¸Ð½Ñ‹Ñ… подводах.

Улицы в Ñ. Воткино в ÑÑ‚арые времена назывались иначе: Кулига, по-тому что около луга; Гусевка, это оттого, что много гусей было на ÑƒÐ»Ð¸Ñ†Ðµ; Зюмкин конец, Бородкин конец, Бунинка â€” по Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð¸ барина.

Людей по Ñ„амилии знал у Ð½Ð°Ñ не ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¹. Воткинцы â€” это в Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼: Васюковы, Исаевы, Кузнецовы, Никишины â€” все двоюродные и Ñ‚роюродные. На Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ улице было по 18–20 детей одной фамилии и Ð¿Ð¾ÑÑ‚ому у ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ было прозвище. Узнавали их Ñ‚акже по Ð¾Ð±Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸ÑŽ отца и Ð¼Ð°Ñ‚ери.

В Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ коллективизации была организована в Ð’откино пионерская организация, состояла она из 11 человек. Первым председателем совета отряда был Васюков Иван Тихонович. Многие верующие родители не Ñ€Ð°Ð·Ñ€ÐµÑˆÐ°Ð»Ð¸ своим детям вступать в Ð¿Ð¸Ð¾Ð½ÐµÑ€Ñ‹. Каждый пионер должен был обучить двух безграмотных.

За Ð¿ÐµÑ€Ð¸Ð¾Ð´ 1930–1932 годов в ÐºÐ¾Ð»Ñ…оз вступили все жители села. Хозяйство крепло, и Ðº 1940 году колхоз стал одним из Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ´Ð¾Ð²Ñ‹Ñ… в Ñ€Ð°Ð¹Ð¾Ð½Ðµ.

В Ð½Ð°ÑˆÐµ время село угасает, но Ð²Ð¾Ñ‚кинцы не ÑÐ´Ð°ÑŽÑ‚ся: школа пока функционирует, в Ð½ÐµÐ¹ обучаются 15 ребятишек, 10 из Ð½Ð¸Ñ… цыганской национальности. Работает почта, сельская администрация, есть у Ð½Ð°Ñ медицинский пункт, сельская библиотека. Хороший, просторный магазин, контора сельхозартели, ферма, тракторный стан. Дети с 5 класса по 11-й обучаются в ÐŸÐ¾Ð´Ð±ÑƒÐ¶ÑÐºÐ¾Ð¹ школе, возит их Â«Ð¨ÐºÐ¾Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ автобус».

Обещают нам газ провести, к Ð´Ð¾Ð¼Ð°Ð¼. Мы Ð½Ð° ÑÑ‚о очень надеемся: население наше в Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð¼ пожилого возраста, и Ð´Ñ€Ð¾Ð²Ð° готовить тяжело, да Ð¸ Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð³Ð¾. Старожилом села у Ð½Ð°Ñ является Ерохина Александра Сидоровна. Ей 85 лет.

Хочется пожелать землякам-воткинцам терпения, поменьше ссориться. Держитесь сообща и Ð¿Ð¾Ñ‡Ð°Ñ‰Ðµ улыбайтесь друг другу. Дай Бог Вам всем здоровья!

Материал подготовила библиотекарь Воткинской сельской библиотеки Татьяна Наумова

  1. Комментарии (3)

  2. Добавить свои

Комментарии (3)

This comment was minimized by the moderator on the site

Говорят, что у вас живет Мария Афанасьевна, вроде как она молитвами снимает с людей порчу. Это правда?

This comment was minimized by the moderator on the site

Мне очень пронравился Ваш рассказ о селе Воткино.Да я была у Вас в 1994 и вот пришлось побывать 2014 г да очень с тех пор изменилось народу совсем не осталось очень грусно что деревня совсем опустела.Хотелось бы надеятся что в скором времени изменится в лучшую сторону

This comment was minimized by the moderator on the site

Помогите найти родню Ерохиных Ивана,Егора,Варвару,Евгения,Валентина Яковлевна моя мама1933г с Воткино Хвастовичский калужской

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением