2012 год. Хвастовичский народный театр вступил в свой 40-й театральный сезон. Коллектив театра подготовил юбилейный спектакль по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами», и 25 февраля состоится его премьера. В спектакле участвуют 20 самодеятельных артистов, четверо из которых — молодые. Как мне известно,и эта премьера станет аншлаговой — желающих его посмотреть в несколько раз больше, чем мест в районном Доме культуры.

В Калужской глубинке есть районный центр с вятическим названием — Хвастовичи. Правда, еще в 19 веке имя селу, впервые упомянутому в известных русских исторических документах под 1494 годом, звучало и писалось как «Фостовичи».

В названии всегда есть смысл. Выходит, что наш основатель толи однажды прихвастнул жене о погоде. Толи всю жизнь хвастал. Как хорошо ему жилось в здешнем медвежьем углу, только название это навсегда «прилипло» к поселению.

Всю жизнь наш край был лесным, глухим и бедным. Не зря, видно, сюда стекались раскольники. А С 18 века село Колодяссы стало их местожительством. Бедность заставляла моих предков объединяться и наши села еще не так давно были коллективными — крестьяне сообща и чинно решали все сложные житейские проблемы. Дома и закуты строили толокой, погорельцу несли последнюю копейку, свадьбы играли всем миром, праздники встречали на карагодах. Между прочим, женились парни только на местных невестах, редко привозя их из других краев, хотя часто отлучались на отхожие промыслы и работы.

Этот уклад жизни до сих пор несет известный отпечаток и на нынешнюю культуру нашего села. Что то новое здесь пробивается с оглядкой, с трудом, а уже если не в меру консервативные полехи (это мы сами) что-то воспримут как положительное и необходимое, то «оно» укореняется надолго или на всю жизнь, воспринимается как обязательное дело.

Взять отношение хвастовичан к театру. На городские театральные действа они попадали весьма редко. К спектаклям относились как к чему-то необычайному и даже «лишнему». Поэтому когда в начале 70-х годов прошлого века в Хвастовичах был организован театральный коллектив (у истоков его стояла работник культуры Зоя Куприянова), то народ с явным подозрением посмотрел на это новшество.

Самой Зое стоило больших трудов, чтобы подобрать актеров. Их зачастую приходилось «направлять» в самодеятельный театр решением партийных органов. Над многими актерами поначалу смеялись, как над провинившимися школьниками.

Но вот поставили в РДК первый спектакль «Трибунал». С ним поехали по деревням. Чем больше артисты из народа играли свои роли, тем меньше допускали ошибок и промахов. Вместе с ними училась и режиссер. А чем теплее зритель их принимал, тем лучше хотелось играть свои роли. Осенью 1972 года поехали на смотр непрофессиональных театров. Переволновались, но настроились. И пришел — успех:

Их спектакль «Шторм» по пьесе Б. Лавренева стал в числе лучших, театру присвоили звание «Народный театр». Спектакль отыграли, и вдруг за один день стали знаменитостями: Анатолий Королев, Василий Соломонов, Илья Игнатов, Давид Гольдштейн, Надежда Гагарина, Раиса Герасимова. С Дипломом вернулись домой, и только тогда хвастовичский народ принял театр, как объективную необходимость.

С годами авторитет театра только рос. Уже не стало особых проблем с подбором актеров. Уже и родители с честью благословляли своих чад на успех в «игровом» искусстве. Уже и премьеры спектаклей стали регулярными — не менее одного за театральный сезон, а на их просмотр стали приходить и приезжать любители театра не только из райцентра, но и большинства центральных усадьб района.

Полнокровной жизнью театр зажил в 1980 году, когда его режиссером стал Валерий Василевский — выпускник Калужского культурно-просветительного училища. Первой его постановкой стал одноактный спектакль по пьесе М. Зощенко «Не может быть». Следующей постановкой, в которой было занято уже 36 человек, стал спектакль по пьесе А. Семеновой «Даешь троллейбус», затем была уже более серьезная игра актеров в спектакле по пьесе А. Островского «Свои люди, сочтемся»...

За 30 лет деятельности Валерия Федоровича поставлено более 40 спектаклей на сценах Домов культуры и клубов своего и районов области, а также соседних районов Орловщины, с которыми связан наш край с глубокой древности.

Что означает театр для сельской местности во времена фактической ликвидации показа кино в кинозалах и клубах? Это не только приобщение жителя села к культуре. И не только его по-настоящему организованный досуг, позволяющий отойти от бесконечной череды домашних и хозяйственных дел, но и творческий отдых — когда можно оторваться, наконец, от черного или цветного «ящика» с его негативом рекламы и стрессовых новостей и окунуться с головой в мир добра, любви, справедливости, героизма прошлого и настоящего, прожить 1,5-2 часа жизнью героев, стать на это же время счастливым, благодарным и благородным человеком.

Коллектив театра имеет многие уже устоявшиеся традиции. Одна из них — обязательно готовить и давать премьеры спектакля к годовщине Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В последние годы, таким образом, зрители увидели постановки: «Рядовые» А. Дударева, «Дорога на Бородухино» В. Кондратьева, «Эшелон» М. Рощина. В мае 2010 года состоялась аншлаговая постановка спектакля «Тыл» М. Зарудного, посвященного памяти мирных жителей, погибших от рук фашистов на оккупированных территориях.

Не забывает режиссер и актеры и темы, связанные с повседневной жизнью, бытом людей, современные проблемы общества. Часто их показывают через юмор, сатиру и «смех сквозь слезы»» — ведь они встречаются на каждом шагу и видны даже «невооруженным» взглядом. «Сказка-ложь, а в ней намек»... — именно для этой цели показывается истина жизни сложными актерскими перевоплощениями. Она учит нас быть более объективными к своим недостаткам, правдивее и критичнее смотреть на окружающую действительность. С тем, чтобы бороться с пороками жизни, часто переходящими из общества в общество даже через тысячилетия.

Для этого театр в полную силу «использует» также сказки, предания, народный фольклор, переложенный драматургами на современный лад. Зрители посмотрели такие постановки театра как «Дракон» и «Снежная королева» Е. Шварца, «Русалка» А. Пушкина, «Снегурушка» А. Бартенева, «Про Федота стрельца, удалого молодца» Л. Филатова и другие. По этой же причине все чаще на сцене играются комедии и трагикомедии. В репертуаре театра их уже несколько — «Милый развратник» В. Тарасова, «Не жизнь, а малина» К. Амбрамцева, «Бальзаминов и другие...» А. Островского, «Очень простая история» по пьесе М. Ладо, трагикомедия Г. Горина «...Забыть Герострата».

Хочется отметить и первые успехи на сцене детской театральной студии «Лукоморье». В содружестве с детским вокальным ансамблем «Непоседы» в прошлом сезоне юные актеры поставили музыкальную сказку «Мудрая девочка» Г. Бабаян. И доказали взрослым и сверстникам, что не надо вешать нос — из любой ситуации есть выход. А на каждую загадку — есть отгадка. Правду, как не хитри, как деньгами не «тряси», спрятать невозможно. Студия сейчас готовит новую свою работу.

Наш театр принимает участие во всех региональных театральных фестивалях,став дипломантом большинства из них. В 2005 году, в честь 60-летия Победы, завоевал Диплом лауреата.

Валерий Василевский — душа театра. Трудно представить, что могло бы стать с коллективом, уйди он из него? Сам же режиссер так не считает. Убежден, что в театре сегодня есть люди, кто бы его успешно заменил. «А все потому — говорит он, — что через сцену за эти годы «прошли» больше ста наших актеров. Если кто-то уходил, то после первых репетиций. Все талантливые — задержались».. Улыбается. «И выходит, что «бесталанных» у нас — нет! Сегодня под знамя театра можно собрать до 70 актеров. Все разные и разносторонние сельчане, живущие рядом. Пожалуйста, готовь сразу 2–3 спектакля... Успех ли это? Скажу так: дело заключается в одном — в авторитете. Конечно, я отдаю ему много времени. Но все же меньше, чем бывало. Упор в основном делаем на отточку мастерства актеров и на работу с молодежью. Всем не хватает времени. Труднее с этим «игрокам» — они работающие и семейные. У молодых дети на воспитании. У школьников — учеба, экзамены, не у всех «вторая половина» любит театр и репетиции.

«Кем, по вашему, силен наш театр сегодня? — подключаю мысли Валерия к любимым актерам. Отгадав коварство в вопросе, он заметил: «Да нет у меня любимцев... Каждый — дорог. Есть люди, которые свой талант раскрыли, у других он еще спрятан (смеётся). Вот и ставим задачу, чтобы брали пример друг с друга, не боясь ошибок».

Валерий Федорович не захотел выделить кого-то из своих товарищей по искусству, поэтому попробую сделать это я, как театральный зритель. Действительно, у нас на устах все поколение хвастовичских актеров. Пожилые тихо отошли от ролей, но внимательно наблюдают за игрой более молодых. И смена первых актеров все реже участвует в спектаклях. Следующие поколения, конечно составляют костяк труппы. Молодежь учится у всех. А на слуху у хвастовичан такие самодеятельные и любимые кумиры как Анатолий Королев, Нина Трохачева, Виктор Харланов, Лариса Лопатина, Александр Коняшин, Владимир Богачев, Михаил Гришин, Валентина Андросова, Юрий Кузнецов, Николай Кулабухов, Юрий Гафаров, Галина Гафарова, Василий Соломонов.

Сегодня считаем за честь попасть на спектакли, в которых играют Николай Кулабухов, имеющий Дипломы «За лучшую мужскую роль», Нина Федотова , Марина Шиндяпина, Ольга Митронова.

У всех у них своя работа, свои проблемы, своя жизнь, но у каждого есть великая любовь к театру, способность перевоплощаться для того, чтобы становиться выразителем чьей-то жизни, характера какого-то героя или персонажа. Это необъяснимо для постороннего. Но очень значимо для души и сердца самого актера.

Театр, как центр притяжения, вдохновляет на любовь к актерскому искусству уже целые семьи хвастовичан. Если раньше играли в спектаклях мать или отец, дядя или тётя, то теперь рядом с ними репетируют свои роли сыновья, дочери и племянники, внуки. Богачёвы, Кузнецовы, Синюковы, Бычковы, Василевские, Федотовы, Андросовы, Осикины, Гафаровы и другие часто играют вместе на одной сцене.

Заслуги наших актёров оценены на российском уровне — коллектив театра занесён в Федеральный реестр «Всероссийская книга почёта» — ему выдано специальное свидетельство.

2012 год. Хвастовичский народный театр вступил в свой 40-й театральный сезон. Коллектив театра подготовил юбилейный спектакль по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами», и 25 февраля состоится его премьера. В спектакле участвуют 20 самодеятельных артистов, четверо из которых — молодые.

Как мне известно,и эта премьера станет аншлаговой — желающих его посмотреть в несколько раз больше, чем мест в районном Доме культуры.

Хочется пожелать актерам из народа творческого успеха и сегодня и во всей дальнейшей деятельности на благо своих земляков — хвастовичан.