– Людмила Александровна, вот трехлетний ребенок пришел в детский сад. Могут ли родители быть уверены в том, что в его тарелку не попадут продукты, не предназначенные для детского питания (например, пельмени)? Что составляет основу детского меню?
– При организации питания детей соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, где четко прописаны требования к условиям хранения пищевых продуктов, приготовлению и реализации блюд и кулинарных изделий, к составлению меню (для организации питания детей разного возраста), кратности приема пищи, организации питьевого режима. Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп.
Таким образом, вся организация питания в дошкольных учреждениях регламентируется санитарными правилами и постоянно находится под контролем ответственного за питание лица (медработника), руководителя учреждения и Роспотребнадзора. Питание готовится на пищеблоках дошкольных учреждений. Пищевые продукты, поступающие в дошкольные организации, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет ответственное лицо (завхоз), делает запись в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, при приготовлении блюд не применяется жарка, а также продукты с раздражающими свойствами. Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии, поэтому при составлении примерного двухнедельного меню руководствуются санитарными правилами, среднесуточным набором продуктов питания с учетом возраста детей (для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет) и временем их пребывания в дошкольной организации. Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) — 2–3 раза в неделю. В течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами согласно санитарным правилам. Пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), также четко прописаны в санитарных правилах, и все дошкольные учреждения их неукоснительно выполняют. На пищеблоках всех дошкольных учреждений вывешен список запрещенных блюд, и с ним каждый родитель вправе ознакомиться лично. Кроме того, качество приготовленных блюд, полнота вложений продуктов, соблюдение санэпидрежима контролируется территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в Хвастовичском районе. Что касается пельменей, то пельмени не запрещаются в детском питании, но они должны изготовляться на пищеблоке учреждения с использованием разрешенного сырья.
– Кто и как оплачивает питание дошкольников?
– Питание дошкольников осуществляется за счет средств местного бюджета: с 1 января 2012 года в группах дошкольного воспитания и детских дошкольных учреждениях установлены затраты на нормы питания в размере 49 рублей на одного ребенка в день. Этих средств достаточно только для приготовления полноценных завтраков и обедов, а полдник или ужин (решает каждое образовательное учреждение самостоятельно при участии родителей) организуется за счет средств родителей (опять же по согласованию с родителями). Тут необходимо отметить, что родителям детей, постоянно проживающим на территориях, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается компенсация за питание (как в дошкольном учреждении, так и в школе).
– Есть ли какие-нибудь различия между питанием дошкольников и детей школьного возраста? Кто составляет меню школьного завтрака или обеда и из чего оно состоит?
– Особых различий в организации питания дошкольников и школьников нет. Питание школьников организуется тоже в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания в общеобразовательных учреждениях. Пищеблоки школ работают на продовольственном сырье, имеют набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию.
Примерное меню с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7–11 и 12–18 лет), разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и согласовывается его руководителем и территориальным органом Роспотребнадзора. В питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений. Но они должны быть предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания. Ассортимент дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения ежегодно перед началом учебного года и согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора.
Питание школьников двухразовое: завтрак и обед. Расходы по обеспечению бесплатными завтраками производятся из расчета 7 рублей в день на обучающегося из многодетных и малообеспеченных семей за счет средств местного бюджета, остальные школьники питаются по желанию за счет средств родителей. Завтрак в основном состоит из молочных горячих блюд, третьих блюд и кондитерских изделий или бутербродов с сыром или отварными колбасными изделиями.
На удешевление школьного питания в обед выделяются средства из местного бюджета и областного бюджета (5 рублей и 4 рубля ежедневно на каждого учащегося соответственно). Для обеспечения более полноценного питания в соответствии с нормами используются средства родителей и продукция, выращенная на пришкольных участках. Оказывается также спонсорская помощь СПК района (в основном, картофелем). Средняя стоимость обедов и его меню в образовательных учреждениях отличается в зависимости от того, сколько собирается денежных средств от родителей и сколько продукции вырастили сами дети на участках. Обед в некоторых школах состоит из трех полноценных блюд, в других — из второго и третьего или первого и третьего блюд. Качество приготовленных блюд проверяется, так же, как и в дошкольных учреждениях.
– Может ли быть так, что в отдельно взятом детском учреждении, неважно, детский сад это или школа, питание скудное и неразнообразное? Кто контролирует этот вопрос?
– Как уже было отмечено ранее, питание во всех общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню. И каждое образовательное учреждение обязано его придерживаться. На основании этого меню составляется и каждодневное меню, которое обязательно вывешивается в каждой раздевалке дошкольных групп и учреждений и во всех столовых образовательных учреждений. Поэтому каждый родитель ребенка-дошкольника и каждый учащийся может ознакомиться с блюдами и их объемами на каждый конкретный день. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку качества блюд проводит бракеражная комиссия в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых пища готовится).
Результат бракеража регистрируется в «Журнале бракеража готовой продукции».
При обсуждении организации питания на заседаниях управляющих советов, общешкольных и общесадовских собраниях вопросы скудности и разнообразия могут быть рассмотрены подробнее. Все родители прекрасно знают, что качественные продукты питания в магазинах стоят недешево. На выделяемые 9 рублей разнообразно, калорийно накормить невозможно. И от того, как сами учащиеся сработают на участке и сколько родители внесут доплаты, зависит то, что будет приготовлено на обед.
На вопрос о вкусности блюда ответить порой очень сложно, потому что у всех детей разные вкусы. Бывает, что ребенок просто чего-то не любит. Например, гречневую кашу. Хотя мы с вами знаем, что она полезна, калорийна, да и испортить ее невозможно. Тем более, что в общеобразовательных учреждениях подобран квалифицированный штат поваров, много лет работающих в этой сфере. Да и родители через управляющие советы могут непосредственно контролировать качество приготовленных блюд.
Конечно, сколько бы денег ни выделялось на детское питание, все они будут потрачены зря, если еда невкусная. Именно потому в этом вопросе главный человек не тот, кто с калькулятором в руках рассчитывает деньги и продукты, а тот, кто у плиты и духовки превращает продукты в блюда, вкус и запах которых всю жизнь будут ассоциироваться у наших детей с детством. Различные запеканки, каши, оладьи, тушеные овощи и мясо, супы и борщи, какао и компоты — все это, мало того, что очень полезное, но еще и невероятно вкусное. И я считаю, что все мы, родители, должны научить своих детей с самого раннего возраста говорить искреннее «спасибо» поварам.
Ведь, услышав это слово, они всегда отвечают: «На здоровье!».
Оксана Куликова