Водители школьных автобусов

10 лет назад, в 2002 году школьные автобусы впервые выехали на свои маршруты. Тогда в области было всего четыре направления движения ярких автобусов с сидящими в них школьниками. Сегодня же областная система школьных автобусов насчитывает 202 маршрута, на которых работают 202 водителя, обслуживающих 202 автобуса. Управлением этой системы занимается ГКУ Калужской области «Школьный автобус» во главе с директором Михаилом Борисовичем Обновленским В структуру ГКУ входит 5 автоколонн, в каждой из которых трудится от 45 до 55 водителей из нескольких районов. Пятая автоколонна — это школьные автобусы города Калуги. Наши же, хвастовичские автобусы и водители (а также жиздринские, козельские, ульяновские, кировские и людиновские) приписаны к автоколонне № 1. Начальник автоколонны — Татьяна Борисовна Родионова. Сегодня в Хвастовичском районе действует 7 маршрутов движения школьных автобусов...

И хотя мы уже давно привыкли к тому, что наших детей утром отвозит в школу, а вечером забирает ярко-желтые школьные автобусы, давайте еще раз поговорим о необходимости этих перевозок, а также о самом главном — безопасности передвижения на них.

А начнем, пожалуй, с так называемой истории «Школьных автобусов»: когда они начали перевозить детей, почему? И оправдала ли себя эта система?

Школьный автобус — автобус, предназначенный для организованной перевозки детей к учебным заведениям, а также к местам проведения экскурсий, различных учебных и развлекательных мероприятий. Возможно, в сельской местности до недавнего времени вопрос с перевозками детей от дома до школы и не возникал, но в городах это всегда была больная тема. Безопасность детей — главный вопрос всей системы. Повозки для централизованной доставки детей к школам известны еще с начала XIX века. Впервые такие перевозки были организованы в квакерской школе на северо-востоке Лондона. Наибольшее распространение школьные омнибусы получили в США. С появлением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. Вначале они не сильно отличались от своих предшественников: имели 1 брезентовый верх и скамеики вдоль бортов, вход и выход располагался сзади. Но по мере развития техники автобусы совершенствовались, и к 30-м годам XX века приобрели относительно близкую к сегодняшним автобусам конструкцию. Тогда же встала проблема стандартизации и унификации: разрозненные производители строили автобусы, сильно разнящиеся по качеству и цене. Стандартизация помогла значительно улучшить эту ситуацию. В России до 1998 года вообще не было специальных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». В 1998-м году был принят ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 года, в рамках федеральной программы «Школьный автобус». В настоящее время поставка школьных автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Школьный автобус, несомненно, делает намного доступнее среднее образование. В районе сегодня осталось всего 4 средних школы, и ребятам, получившим основное образование, открывается возможность продолжать учиться в более крупной школе, как правило, технически лучше оснащённой. И даже младшие школьники получили право выбора, где постигать основы наук. Школьным автобусом могут пользоваться и педагоги, которые работают в отдалённых от места жительства школах.

– Сколько автобусов сегодня обслуживает район? Их маршруты, время отправления, количество перевозимых детей.

– Сегодня в районе колесят по дорогам 8 школьных автобусов — непосредственно 7 по маршрутам и один на подмене. ГКУ КО «Школьный автобус» передало в безвозмездное пользование автобусы шести нашим школам: Еленской, Подбужской, Бояновичской, Колодясской, Красненской, Теребенской. Один автобус закреплен за отделом образования.

Еленский автобус на маршрут выходит в 7 утра и дальше по маршруту Хвастовичи — Кудрявец — Еленский — Клен. Автобус перевозит 4 детей и 2 учителей. Колодясский автобус за детьми выезжает в 7.30. Далее — Милеево, Хвастовичи. Также делается дополнительный рейс по вторникам и четвергам. Пассажиры автобуса — 14 ребят и 4 учителя. На теребенском автобусе ездят 18 ребят и 4 учителя. Водитель этого автобуса делает по три рейса до обеда и три после обеда ежедневно. Утром в 7.30 едет в Кудрявец, Буки, Старосельское лесничество, Палькевичи, Коссы, А в 12.30 привозит детей из Кудрявца учиться во вторую смену. Потом, в 14 часов забирает со школы учеников начальной школы и отвозит в Кудрявец в 15.45 развозит по домам детей из других деревень, и в 18.15 отвозит в Кудрявец детей, которые учились во вторую смену. Подбужский водитель школьного автобуса в рейс отправляется в 7.30 утра. К восьми он в Слободе, в 8.30 — в Воткино. Это самый «укомплектованный» детьми автобус — 22 человека. Маршрут автобуса, закрепленного за Красненской школой: Теребень, Хвастовичи, Стайки. 22 ученика — пассажиры автобуса. Бояновичский автобус на маршрут выезжает в 7 часов утра, едет в Дуброво, Авдеевку (забирает детей, которые учатся и в Бояновичах, и в Хвастовичах, потом хвастовичские ученики пересаживаются на хвастовичский автобус, а бояновичские школьники остаются), поселок Бобровский, Нелбочь. Занятия в школе начинаются в 8.30. а потом за два рейса отвозит детей назад — в 13.30 и в 15.30. В школу на автобусе ездят 14 ребят. И, наконец, автобус отдела образования выезжает из райцентра в 7.20, следует по маршруту Пеневичи — Нехочи — Бояновичи (в Бояновичах забирает авдеевских детей в Хвастовичи). В этом автобусе ездят 5 учеников. А вообще в Хвастовичской средней школе обучаются 29 детей из разных сел и деревень района.

– Водители школьных автобусов. Их стаж работы, категории, классность. И как проходит тестирование претендентов на работу водителем школьного автобуса?

– Конечно, работать водителем автобуса совсем не просто, а тем более — школьного. И надо отметить, что наши водители зарекомендовали себя, как профессионалы своего дела, которых любят дети и уважают взрослые. Все они — водители первого класса. Это Виктор Ильич Андрюхин — старший водитель, Еленская школа, Владимир Алексеевич Никонов — Подбужская школа, Александр Викторович Киндинов — Колодясская школа, Иван Викторович Борисонов — Красненская школа, Алексей Михайлович Шутун — Теребенская школа, Сергей Сергеевич Косоротиков — Бояновичская школа, Сергей Иванович Трошин — отдел образования администрации и Игорь Серафимович Назаров — подменный водитель. Все водители работают на школьных автобусах уже достаточно долгое время, а В.И. Андрюхин, В.А. Никонов и А.В. Киндинов — с самого начала действия программы «Школьный автобус».

– Существуют особые правила обслуживания маршрутов школьных автобусов, — рассказал Виктор Тихонович Рыженков, заместитель директора ГКУ КО «Школьный автобус». — В первую очередь, предъявляются жёсткие требования к водителям во время их приёма на работу в госучреждение «Школьный автобус». К перевозке обучающихся и воспитанников школьным автобусом в качестве водителя допускаются лица в возрасте не моложе 20 лет с непрерывным стажем работы водителем автобуса не менее трех последних лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Это главное. Но, в любом случае, при тестировании претендентов мы работаем непосредственно с отделами образования администраций районов.

Водитель автобуса должен помнить, что при перевозке детей ему доверяется самое дорогое, самое драгоценное, а, следовательно, он должен быть совершенно здоровым, собранным, чувствовать себя уверенно и, кроме того, выполнять все необходимые требования по перевозке детей.

– Теперь подробнее о качестве перевозок. Какого технического регламента придерживаются водители, какие обследования проходят перед рейсом. Кто несет ответственность за внешнее и техническое состояние автобуса? Существуют ли специальные курсы обучения водителей, их периодичность...

– Естественно, существует масса нормативных документов как технического, так и инструктивного характера как для водителей автобусов, так и для директоров школ, за которыми закреплены автобусы. Во-первых, составляются чёткие графики движения автобусов, исключающие ожидание их учащимися в местах посадки. Перед каждым выездом водитель проходит медицинское освидетельствование (или у школьной медсестры или у фельдшера ФАПа), автобус — ежедневный технический осмотр выпускающим механиком. Вместе с ребятами едет сопровождающий взрослый. Он несёт ответственность зажизнь и здоровье учащихся во время движения автобуса и на остановках. За каждым(!) ребенком и взрослым закреплено определенное место (посписочно каждый автобус проверяется в ГКУ КО «Школьный автобус»). Поэтому не допускается перевозка пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса.

Дороги, где пролегают данные маршруты, дважды в год обследует специальная комиссия, в которую входят представители областной дорожной службы, сотрудники ГИБДД, работники администрации нашего района, в том числе — отдела образования, сотрудники ГКУ КО «Школьный автобус».

Автобус для перевозки обучающихся и воспитанников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», ремнями безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. Скорость движения автобуса при перевозке обучающихся не должна превышать 60 км/ч.

Конечно, за чистотой автобуса (снаружи и внутри) обязан следить водитель. Также оперативно реагировать на небольшие поломки, самостоятельно проводить ремонт. В случае большой неисправности ремонтные работы ведут специалисты на калужской базе. Во время ремонта школьников доставляет к месту учёбы автобус, закрепленный за районом как подменный.

Один раз в квартал все водители района собираются для прохождения инструктажа и обучения в связи с возникающими изменениями в технических регламентах, правилах дорожного движения и различных нормативно-правовых актах. Отмечу, что и в нашем районе, и по области в целом практически не наблюдается текучести кадров водителей школьных автобусов. 1 процент не в счет.

Что касается оценки работы водителей из нашего района калужским начальством, то Виктор Тихонович отметил, что «новые автобусы дают только лучшим водителям». А в Хвастовичском районе только за прошлый год в парке заменили два автобуса на новые — «Хендай». Остальные — четыре ПАЗа и две «Газели» — не старше 4 лет.

И вместо заключения хочется сказать, что работа водителем школьного автобуса, на мой взгляд, является престижной. Не беру во внимание оплату труда водителей (она достойная), их графики. Хороша эта работа уже просто тем, что каждый день приходится общаться с детьми. Дети — наше всё. И что может быть лучше веселого звонкого смеха с раннего утра в салоне ярко-желтого школьного автобуса!

Наталья Андросова