Кто не работает — тот не делает ошибок, кто не учится — тот никогда не сомневается... Действительно, много вопросов накопилось у учительской братии и родителей к законоразработчикам и тем, кто должен максимально точно донести эти законы до школы, чтобы потом требовать неукоснительного их соблюдения. Конечно, речь ведётся о законах в области образования, о чём и говорилось на выездном заседании межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование» (состоялось оно в Хвастовичском районе, на базе Хвастовичской средней школы 28 ноября 2013 года).

Итак, для начала, чтобы оценить видимую обстановку, члены рабочей группы посетили детский сад «Буратино», новенькую Теребенскую среднюю школу и базовую Хвастовичскую. Конечно, в каждом образовательном учреждении нашлись свои плюсы и минусы, недостатки и недоработки, разумеется, изюминки и то, чего «у других нет». Например, очень понравилась членам группы атмосфера в д/с «Буратино» и то, как встречали взрослых малыши. Но в тоже время, внешний, да и внутренний (не косметический, а капитальный) вид здания портил картину. Чего не скажешь о детсаде в Теребени: новая школа — новый сад.

В Хвастовичской средней школе гостей встречали с камерами. И не журналисты, а ребята, которые своими силами организовали и «ведут» школьное телевидение. Как бы громко это ни звучало, но это действительно телевидение. Студия — любой класс, оборудование — приличный фотоаппарат и тренога, участники выпусков — сами ребята, учителя, родители; телевизор — на втором этаже в холле... Всего-то и надо, что хорошее настроение и желание делать жизнь в школе интереснее и открытей. Р.В. Смоленский, заместитель губернатора области, также участник рабочей группы, отметил на этот счёт следующее: «Сегодня, действительно, существует проблема — нелегко научить детей держаться перед публикой. И такой проект в школе — находка&кaquo;. И добавил фразу о том, что помечтал о модернизации базовой школы, а не о пристройке (конечно, которая необходима, ведь в школе сегодня обучаются 485 учащихся).

Если говорить о том, как образовательные учреждения изменились за последнее время, как работают в условиях реализации национального проекта, конечно, это небо и земля. В связи с переходом на новые образовательные стандарты все учителя прошли курсовую переподготовку, закуплены учебники, учебные и методические пособия, рабочие тетради, приобретено компьютерное оборудование (интерактивные доски, АРМ для учителей и учащихся, оргтехника и т.д.). Одна из центральных задач — информационное обеспечение системы образования — также выполняется. За прошедшие три года во всех МОУ оборудованы компьютерные классы, количество персональных компьютеров составляет 316 единиц. В школах района уже в этом году начинают реализовываться образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Скомплектованы группы сетевых учителей в соответствии с запросами обучающихся…

Непосредственно на заседании межведомственной рабочей группы круг участников намного расширился. Наряду с президиумом-заместителем губернатора Калужской области Р.В. Смоленским, начальником управления общего образования министерства образования и науки Калужской области С.А. Терёхиной, первыми лицами района — главой администрации MP «Хвастовичский район» С.Е. Веденкиным и главой района И.И. Макаркиным, к обсуждению примкнули все директора образовательных учреждений района, специалисты отдела образования, учителя.

С приветственным словом к участникам совещания обратился глава администрации района С.Е. Веденкин. Он донёс до собравшихся информацию о развитии системы образования муниципального района в условиях вступления в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», остановившись на общей характеристике системы образования, материально-технической базе школ, а также о приоритетных направлениях в дальнейшей работе по этому направлению. Его дополнила заведующая отделом образования района Н.В. Исаева. В её докладе прозвучали цифры, касающиеся качества знаний учеников и итоговой аттестации, участия в олимпиадах и конкурсных мероприятиях. Она затронула тему совершенствования учительского корпуса и расширения самостоятельности школ, общественного участия в управлении общим образованием. А немного про то, как обстоят дела в дошкольных учреждениях, в частности в детском саду «Буратино», рассказала заведующая МДОУ Л.Т. Ефремкина.

Следующим докладчиком была директор Хвастовичской средней школы А.Ф. Федулова. И выступление её, конечно, носило более эмоциональный и конкретный характер. Первое, на чём остановилась Анастасия Фёдоровна, была проблема кадров. Действительно, «очереди из молодых специалистов» в школах района нет. О чём это говорит и что из этого вытекает? Передавать опыт некому. Но рано или поздно в школу всё же придут молодые специалисты и лучше, если они будут подготовлены, желательно, ныне работающими педагогами. И ещё — новыми надо становиться и тем, кто работает сейчас.

Далее директор школы поблагодарила коллег из министерства образования области за внедрение и эксплуатацию экспериментальных площадок по внедрению новшеств из ФГОС. Это очень помогает учителям, позволяет перенимать и передавать опыт. И третье — вопросы по ЕГЭ этого учебного года. Хотелось бы, по словам А.Ф. Федуловой и всех педагогов школ, чтобы изменения, если таковые планируются в плане проведения единого экзамена, озвучивались не в марте-апреле, перед завершением учебного года, а заранее.

Далее слово взяла С.А. Терёхина, курирующая вопросы, связанные с функционированием системы общего и дополнительного образования Калужской области и акцентировала внимание на задачи в области образования, которые ставит перед собой правительство области. А это — главное — модернизация и повышение качества образования. «Мы пока только учимся понимать новую систему образования, — отметила Снежана Анатольевна, — в связи с чем идёт реализация комплекса мер по модернизации общего образования Калужской области на период до 2020 года (так называемая «дорожная карта»). Это и программа «Школьный автобус», и ликвидация очередей в детские сады, но самый крупный, конечно — зарплатный проект».

Сегодня средняя заработная плата педагогов по Хвастовичскому району составляет 25 тысяч 549 рублей (мы справляемся с планами правительства области на 113 процентов). В дошкольном секторе ситуация немного хуже — средняя зарплата — 22 тысячи 290 рублей (это 86 процентов, а она должна достигать уровня средней по общему образованию). И, наконец, дополнительное образование — зарплата стоит на отметке в 18 тысяч 757 рублей (это всего лишь 82 процента от плана и 75 процентов от уровня средней зарплаты по общему образованию). Далее С.А. Терёхина перешла на тему внедрения в школах электронных журналов, дневников, учебников. Конечно, это непродуктивная работа при имеющейся сейчас низкой скорости получения данных. Но контракт с «Ростелекомом», по которому ко всем образовательным учреждениям должна быть подведена современная высокоскоростная нить Интернета (кстати, точка доступа должна быть в стенах учреждений, а не около зданий!) решит эту проблему В школы скоро также поступят комплекты словарей и робототехники «Лего».

Снежана Анатольевна также отметила, что вопросы качества образования одному учебному заведению решать не под силу. Должно быть сообщество и решать их надо совместно. Равно как и повышать престиж профессии учителя!

Выступая с заключительным словом и отвечая на вопросы учителей, Р.В. Смоленский подвёл черту к тому, что районы в области разные, везде своя специфика жизни а, значит, и образования. Но стагнация в области образования — это крест на всей области. Нужно продвигаться вперёд, учиться, участвовать в конкурсах (хотя, чего уж говорить, пусть для школ их будет не сто, а в десять раз меньше, но качественней и с будущим для детей). Руслан Владимирович также «полностью подписался» под проектом «единого учебника» (этот вопрос очень волнует не только учителей, но и родителей — каждый автор ставит выше всего свой учебник, что приводит к неразберихе не то, что в гуманитарных науках, но и в точных). И поддерживает создание Ассоциации учителей русского языка, литературы и истории: «Эти люди могут страну сделать СТРАНОЙ», — отметил заместитель губернатора. А также озвучил свои мысли по поводу сокращения числа социально-престижных рабочих мест, что прямиком ведёт к снижению интеллигенции. И что из этого получится — вопрос.

Заседание межведомственной рабочей группы по реализации нацпроекта «Образование» закончилось. Оно было продуктивным и для нас, и для гостей. Проблемы нашего районного образования были услышаны. Конечно, некоторые моменты из жизни наших школ и детсадов коллеги переняли. А завтра — новый учебный день. Значит, надо работать, учиться, сотрудничать, внедрять новое и, разумеется, не забывать старую истину — «Учение — свет», которая в сегодняшнем современном обществе относится не только к ученикам.

Наталья Адросова

Опубликовано на сайте газеты «Весть»