Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры — дети рабочих. Близится эра светлых годов. Клич пионеров всегда будь готов!

Именно с этих слов начиналось утро миллионов советских школьников. Эти слова знали наизусть все, кто завтракал под «Пионерскую зорьку». Бодрые ритмы этой песни будили сотни и тысячи детей, отдыхающих в пионерских лагерях. На протяжении многих лет эта песня была настоящим гимном пионеров. Современные дети не верят рассказам своих родителей о пионерском детстве, а ещё большее недоверие вызывают эмоции, с которыми родители вдаются в эти воспоминания. Мне кажется, в основе этого неверия лежит обыкновенная зависть…

Сейчас много споров о советском прошлом нашей страны, о чрезмерности идеологического образования и воспитания, об отсутствии возможностей для реализации мечтаний. Но для тех, кому сейчас сорок-сорок пять лет, советское прошлое навсегда будет окрашено в яркие цвета, ведь это время уверенности в завтрашнем дне, время безоблачного пионерского детства.

На фотографии, сделанной в 1981–1982 учебном году, мы видим членов Совета дружины Хвастовичской средней школы. В Совет дружины входили представители каждого пионерского отряда, естественно — самые достойные. Мало было просто хорошо учиться и не нарушать дисциплину — необходимо принимать активное участие в классной и школьной жизни, проявлять инициативу в организации тех или иных мероприятий, в общем, соответствовать расхожему выражению «пионер всем пример». А это значит — гореть и зажигать других. Сейчас это называется «ярко выраженные лидерские качества». А в то время именно пионерская организация безо всяких тестирований предоставляла возможность каждому школьнику попробовать себя в разных сферах жизни, найти то направление, которое подходит именно для этого ребёнка. Притом, этот важнейший в жизни каждого человека этап был обязательным. Невозможно было не участвовать нигде, ничем не заниматься, не посещать никаких кружков и секций. Даже в Хвастовичах, далёком от столицы районном центре, была масса возможностей для развития детей.

Каждый год 2 октября все пионеры страны выстраивались на всесоюзную радиолинейку. Мероприятие было не просто важным, а, можно сказать, важнейшим в году. На этой линейке озвучивались задачи и направления работы на текущий учебный год. Даже в самой захудалой деревеньке дети чувствовали себя частью большой страны — ведь все пионеры делают одно дело. Различные соревнования, притом, отнюдь не спортивные, давали возможность побеждать каждому участнику. И награды были замечательные. Помните «Артек»? Просто так поехать отдыхать в этот детский рай было невозможно только лучшие, только достойнейшие могли получить заветную путёвку. И все старались проявить себя, преодолеть нежелание и лень, свойственные каждому подростку. И побеждали…

Но вот, линейка позади, что же дальше? А дальше — насыщенная и интересная жизнь. Программа «Всесоюзный марш» имела несколько направлений. В «Страну знаний» шли те ребята, кто чувствовал себя свободно среди книг и формул, для кого учёба была сама по себе огромным удовольствием. Если с учёбой не очень ладится, но есть способности к искусству или, хотя бы, желание научиться делать своими руками что-нибудь красивое, то прямая дорога «В мир прекрасного». Нет способностей или усидчивости? Не беда направление «Миллион Родине» давало возможность отличиться абсолютно каждому пионеру. Суть направления — сбор металлолома и макулатуры. Помните «пионерские рельсы БАМа»? Сейчас-то мы понимаем, что, вполне возможно, металлолом, собранный хвастовичскими пионерами, не доехал до БАМа, но ощущение сопричастности к общему делу, более того, к величайшему делу страны, окрыляло детей и подростков, вселяло в них самоуважение. Может, потому и неврозов с депрессиями среди школьников практически не было? А те, что могли бы возникнуть, очень быстро излечивались на самых ранних этапах — физический труд, хорошая компания, вечерний костёр, простая еда вот секрет душевного спокойствия человека в любом возрасте.

Чем ещё занимались пионеры? Да чем угодно! Создание комнат и уголков Боевой славы, а, следовательно, поисковая работа. Озеленение и уборка территории, не только прилегающей к школе, но и всего центра села. Сейчас этим занимаются работники бюджетных организаций, а в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века это была работа исключительно школьников. На высоком уровне была опытническая работа на пришкольном участке. Под руководством учителей биологии школьники осваивали азы ведения приусадебного хозяйства. Это была та самая трудовая практика, которую мы так не любили, но, тем не менее, исправно отрабатывали. И вот ведь что получается даже от этой скучной работы мы получали удовольствие. А ещё находились такие ребята, которым эта работа была в радость, они понимали жизнь растений, искренне переживали за работу. Не было бы «принудиловки» — эти ребята так и не открыли бы в себе такую способность. Да, их было не много — не больше тех, кто отлично учился или рисовал настоящие картины… А остальные просто учились работать на земле. В сентябре был праздник урожая — итог работы на пришкольном участке…

Большая работа проводилась по воспитанию межнациональной терпимости. Это термин из современного мира, а тогда это называлось просто дружба народов. Каждый отряд в течение года изучал жизнь одной из республик Советского Союза, особенности быта, национальную еду и одежду. А в декабре был фестиваль союзных республик, на котором каждый отряд представлял результаты своей работы сейчас это называется презентация…

В феврале была традиционная Зарница. В лесу. Снег, мороз, до леса ещё добраться нужно. А дети в «войнушку» играют! И ведь, странное дело, ни родители не возмущались, ни дети не болели — все были здоровы и счастливы!

Отмечали пионеры и праздники. Но не Хеллоуин, и не День святого Валентина, а День юного героя-антифашиста и День парижской коммуны. А 8 марта делали акцент не на красоту и привлекательность, а на бесправие женщин в некоторых странах, на дискриминацию по половому признаку…

В апреле во всей стране октябрят торжественно принимали в пионеры. Это был настоящий праздник. Уверена, многие бывшие пионеры помнят хотя бы несколько предложений из клятвы, которую давали ярким апрельским днём…

19 мая — День рождения Пионерии. В этот день подводили итоги работы, проведённой в течение учебного года. Смотр строя, песни и речёвки, пионерские костры (за территорией «Сельхозтехники» каждый отряд жёг свой костёр, старались разжечь его с одной спички, мало кому это удавалось, однако, старались все), привлекали даже взрослых людей — они выходили на улицу полюбоваться пионерским строем, подходили к кострам, посмотреть, как отдыхают их дети…

Летом дети также не были предоставлены сами себе. По улицам организовывались зоны пионерского действия — ребята устраивали площадки с лавками и костровищем, Дом пионеров выдавал футбольные мячи и сетки.

Кстати, про Дом пионеров. Это был центр работы с детьми. Работа была абсолютно разного направления — от фотокружков и технического моделирования до танцев и макраме. Сейчас можно много говорить о том, что детям забивали головы идеологией, но разве пустота в голове лучше? Энергию детей и подростков умело направляли в мирное русло, управляли ею, смягчали острые углы. Если сегодня спросить у человека среднего и старшего возраста, имеющего любимую работу или увлекающегося чем-либо, когда началось увлечение той или иной идеей, то девять из десяти ответят со школьной скамьи. Именно там, в пионерской организации, учились общаться с людьми, преодолевать трудности, искать своё место в жизни, отстаивать своё мнение, вести за собой или выбирать, за кем идти…

Оксана Куликова