25 мая 1992 года — начало отсчета новой истории пассажирских перевозок Хвастовичского района. Тогда, напомню, автостанция напрямую подчинялась Калужскому автовокзалу, а сама автоколонна относилась к Людиновскому ПОАТ. В те годы хвастовичские пассажиры на своих автобусах могли уехать только в четырёх направлениях — на Калугу, Судимир, Еленский и Бояновичи. На экономической же карте района МУП «Хвастовичское АТП» появилось 1 июня 1992 года. И вот уже 20 лет хвастовичские автотранспортники успешно выполняют свою главную задачу — осуществление пассажирских перевозок. Например, за прошлый год АТП перевезено 119400 человек, из них 2000 льготников. Цифра за 4 месяца этого года пока меньше — 35400 человек. Кроме того, до недавнего времени предприятие откликалось на просьбы доставить детей в летние лагеря, спортсменов — на соревнования, прихожан — на православные праздники.

Сегодня на 17 маршрутах — 12 внутрирайонных (во всех направлениях, кроме Ловати, этот населенный пункт обслуживает Жиздринское АТП), 3 междугородных (Хвастовичи — Калуга, Хвастовичи — Брянск и Хвастовичи — Москва) и 2 пригородных (Хвастовичи — Людиново и Хвастовичи — Судимир) задействовано 11 автобусов, на которых добросовестно и с полной отдачей сил трудятся 11 водителей.

Хвастовичское АТП - 2012

 

Коллектив

Сегодняшний штат АТП — 25 человек. Это директор предприятия, 11 водителей автобусов, 8 человек инженерно-технических специальностей, контролер, газоэлектросварщик и 3 сторожа. Безусловно, АТП живет благодаря профессионализму своих работников, сплочённому коллективу. В любую погоду и в любое время года автобусы выходят на маршруты, и хвастовичане знают, что всегда гарантированно могут попасть в намеченный пункт. Кстати, все водители работают не только на своём закреплённом маршруте и автобусе, а, как говорится, по графику: сегодня — Москва, завтра — Бояновичи. Также и с ремонтом: есть время — в машине обязательно найдётся, что подкрутить и что подделать. Не приходится говорить о том, что дисциплина на предприятии железная. Без этого — никуда: пассажиры не могут и не будут мириться с тем, что автобус опаздывает или не вовремя отправляется в рейс. Кому-то может показаться, что это высокие слова, но именно профессионализм и преданность своему делу отличает хвастовичских АТПэшников. Текучесть кадров на предприятии практически нулевая, а это напрямую связано с производственными показателями.

С самого открытия Хвастовичского предприятия на нём трудятся А.М. Понин (бывший директор, сегодня инженер), Т.И. Баранова — главбух и кассир-диспетчер В.Г. Кожанова. А старейшие водители — И.И. Куметайтис и Д.С. Баранов. К коллективу автотранспортников смело можно отнести и медсестер Антонину Петровну Тишкину и Людмилу Анатольевну Силаеву (хотя в штате они не числятся). Эти женщины проводят ежедневный предрейсовый осмотр водителей.

О работе

Нет-нет, да и промелькнёт в разговоре с директором АТП фраза о том, что «доживаем, мол, последние годы. Какие тут юбилеи...» В этом, конечно, есть доля правды. Известная зависимость: высокое качество услуги обеспечивает и высокую прибыль в данном случае в расчёт не принимается. И не потому, что не хотят автотранспортники предоставлять нам, пассажирам, высококачественные услуги. А потому, что просто физически не могут их предоставить. Мы хотим ездить в комфортабельных автобусах, платить за билеты по минимуму, пользоваться всевозможными льготами. Увы, пока нашему району это не по карману. Но руководство старается наладить автобусное сообщение как можно удобнее для пассажиров, вводить новые маршруты, если они действительно оправданы. И также, как и мы, уповает на помощь государства. Если она будет, то выжить и нормально работать пре дприятию будет гораздо легче.

Если, к примеру, раньше, еще лет 10 назад предприятие могло приобретать автобусы за свой счет, то сейчас — нет. Общая экономическая обстановка в стране подводит к неутешительным итогам и все малые предприятия. «Вот, у нас было 5 грузовых машин, — вспоминает Александр Матвеевич, — занимались грузоперевозками, одна наша машина работала на «Красном богатыре», две — в райсоюзе, а самосвалы — в «Дорожном». Эти дополнительные средства в своё время нам очень помогали. Мы могли содержать парк в отличном состоянии, приобретать запчасти, даже подержанные автобусы. А теперь имеем практически не окупаемые внутрирайонные маршруты, которые и закрыть не можем».

На сегодня ситуация с автобусами такая: на междугородных маршрутах работают три 44-местных «ЛИАЗа»; а три 30-местных «ПАЗа» и пять 25-местных «ПАЗов» обслуживают пригород и район (естественно, в случае поломки своих «больших собратьев» выходят на город). Автобусный парк изношен на 50 процентов. И чтобы хоть как-то сохранить, что имеем, золотыми руками водителей, инженера, механика, сварщика был восстановлен один автобус из нескольких старых. Той же участи ждут ещё три автобуса. Их надо будет полностью «раздевать» и делать из них «конфетки»...

Больной вопрос — праздники

Немного хочется поговорить и о дисциплине самих пассажиров. И раньше, и сейчас в адрес руководства АТП поступают предложения о введении нового маршрута или о переносе времени отправления автобуса. Всё это хорошо, так и должно быть, ведь работают автотранспортники для людей и учитывать, в первую очередь, должны именно мнение пассажиров. Но мнения эти бывают совсем необоснованными. Например, можно пустить дополнительный автобус в Еленский, если бы на него продавалось хотя бы 50 процентов билетов от общего количества мест. А для одного-двух человек открывать рейс — разве это резонно?

Рейс Хвастовичи — Брянск. Недоумевают все: почему рейс на рейс не приходится. Бывает, перед одними праздниками три автобуса полными уходят, а перед другими — один, и тот наполовину пустой. Ответ, скорей всего, кроется в следующем — Брянск к нам ближе, автобусы ходят чаще, к тому же до города можно добраться на такси или железнодорожным транспортом.

А вот пассажиры рейсов на Калугу очень радуют. Это самые дисциплинированные пассажиры. И хотя АТП «отдаёт» 17 процентов выручки Калужскому автовокзалу, этот рейс всё равно остаётся самым востребованным и на нём самый высокий пассажиропоток. Но всё равно руководству предприятия пришлось прибегнуть к крайней мере — билеты, приобретаемые на дополнительные калужские рейсы, нельзя сдать назад. Этой мерой «наказания» всё же пришлось воспользоваться после того, как случаи отказов от билетов приобрели массовый характер, особенно до и после праздников. Так как все дополнительные рейсы являются односторонними и ситуация «хочу — поеду, хочу — не поеду» или «не знаю, поеду или нет, а билет пусть на всякий случай лежит, сдам, если не понадобится», конечно, не приемлемы для еле сводящего концы с концами предприятия.

Вместо заключения

2011 год перевернул с ног на голову многолетние экономические устои многих предприятий, в том числе и нашего района, в частности, АТП. В связи с введением новых налогов и повышением остальных (так, грубо говоря, платежи АТП во внебюджетные фонды увеличились на 1 млн. рублей по сравнению с 2010 годом), наряду с тем, что парк автобусов изнашивается, стоимость запчастей растёт, да и «горючка» дорожает (хотя все автобусы были «переведены» на потребление солярки) — предприятию теперь действительно не до юбилеев. Источники финансирования — министерство экономического развития, министерство по делам семьи и демографической политике области, а также районный бюджет — пока позволяют предприятию держаться на плаву, выигрывать некоторые средства за счёт междугородных перевозок, проигрывать и уходить в убыток на пригородных и внутрирайонных. И по скромным подсчетам, если ситуация не изменится к лучшему, если не появится дополнительное финансирование, АТП прикажет долго жить.

Тем не менее, 1 июня автотранспортное предприятие будет отмечать дату — 20-летие. С праздником вас, дорогие автотранспортники, с юбилеем!

 

Наталья Андросова