Я иногда думаю о том, что, вот, каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Живём, радуемся жизни. Но часто ли мы находим время, чтобы вспомнить. Вспомнить тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, кто выполнял интернациональный долг в Афганистане, участвовал в военных действиях в Чечне и Югославии. Я пишу эти строки, чтобы вспомнить сегодня их великие подвиги.

Прошло уже много лет с окончания той афганской войны. Но ни на день не умолкает спор о ней: участие в войне есть добро или зло для российских солдат и их страны? Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война? Каково соотношение между воинским долгом и необходимостью применения военной силы для решения политических проблем?

У этой войны нет истории. Она ещё не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам неопасно знать. Но у этой войны есть свидетели. И они хотят, чтобы их услышали, чтобы их помнили. Они хотят быть нужными правде и памяти. Это — живая память, ведь живы те, кто воевал в Афганистане, жива память о погибших товарищах, жива память в сердцах родных и близких. И память эта будет жива, пока мы об этом помним и говорим.

Хвастовичане в Афганистане

Русскому солдату испокон веков свойственно защищать свою Родину, не жалея жизни, делами служить её интересам. Это воинский долг.

Что испытывал молодой солдат, отправляющийся в Афганистан? Ведь он хорошо знал, что там идёт война. И, как всегда бывает на войне, там убивают. Взмывает в небо реактивный авиалайнер «Ариана». Таким красивым именем назывался в глубокой древности Афганистан. Древняя земля. Сухой афганский ветер, сухая желтизна на лицах, песчаные пустыни, караваны верблюдов, зенитные ракеты, кишлаки, стволы АКСов за спинами хмурых солдат, смятые орудийные гильзы, по которым прошли гусеницы танков. Кабул, Джелалабад, Кандагар, Бахрам, кровавое ущелье Панджшер. Наши солдаты пришли в Афганистан, когда уже горели мечети и школы, шли караваны оружия из Пакистана, голод и страх царили в стране.

Кто они, эти солдаты восьмидесятых годов, выросшие в мирное время «Сынки» — так называли солдат командиры. Они действительно им сынки по возрасту, по духу. Чувство тревоги и боли испытывали командиры за своих солдат. Среди тех, кто прошёл Афганистан, есть особое «афганское братство». Узнают друг друга с полуслова, по какой-то особой «афганской» повадке, взгляду, жесту, суждению. На голых камнях, в растресканной жаркой степи ставили солдаты палатки. Шли караваны машин, многие из которых пробиты пулями. Солдаты дорожили каждой каплей воды, задыхались от ветра. И запыленный прапорщик на привале, прошедший с колонной от Хайратона до Баграма, поёт про трассу Саланг, поёт, перебирая струны гитары, как отбивали атаки «душманов», как грохотал наш «грозный АКС». Командиры с сединой на висках впервые посылали солдат не в учебные атаки, а на огневые точки противника и сами спешили под обстрел, первыми шли по заминированной тропе, когда с круч, из скалистых пещер долбят пулеметы «душманов». Их приказы были приказами людей, ощутивших страх смерти.

Кто они — эти солдаты восьмидесятых?

Я знаком с этими солдатами. Это мои земляки, жители деревни Теребени. Эти, рано поседевшие солдаты, рассказывали нам, мальчишкам, о войне в Афганистане, рассказывали неохотно, скупо роняя слова, иногда с дрожью в голосе. Рассказывали о том, как водитель БТР гнал по степи машину в кишлак со срочным заданием и уткнулся в хлебное поле. Не мог он, бывший хлебороб, заехать на хлеб и решил, несмотря на то, что торопился с приказом, объехать поле. А на пыльной дороге машина наскочила на мину… Другой солдат, сержант взвода, когда прозвучала команда и взвод пошёл на задание, не пустил вперёд новичков, а пошёл первым, пошёл один и подорвался на «фугасе», заслонив собой товарищей. По дороге шла колонна грузовиков, снайперы открыли огонь, десятки бойцов были убиты и ранены. Солдаты кинулись в кишлак за дувалы, чтобы уничтожить засаду. Из домов вышли испуганные жители — старики в чалмах, дети. Белобородый мулла объяснил, что кишлак не повинен, бандиты пришли ночью, и пусть «шурави» не держат зла. Измученные, в кровавых бинтах, солдаты зла не держали. Они поделились с бедняками пайком, раздали ребятишкам сгущёнку, отдали хлеб…

Много этих рассказов о воинском братстве, о засадах и потерях друзей, о трудностях быта и тоске по близким.

Отслужили в Афганистане наши ребята, вернулись домой… Я хочу назвать имена земляков-героев: это Мосин Евгений Ильич, Столяров Иван Иванович, Кузнецов Александр Иванович, Петраков Александр Николаевич. Все они имеют правительственные награды. К сожалению, Кузнецов А.И. и Столяров И.И. умерли. Но память о них живёт в сердцах людей.

Петраков Александр Николаевич награждён нагрудным знаком «Отличник погранвойск I степени», медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Он живёт в деревне Теребени, работает в ЧП «Чавгун». Женат, имеет троих детей. Это отзывчивый, простой и работящий человек.

Мосин Евгений Ильич, уроженец деревни Буки, но живёт сейчас в деревне Теребени. Евгений Ильич награждён орденом «За мужество». Личная жизнь у него не сложилась, но он очень гордится сыном — Гусаковым Сергеем, который проходит действительную службу в Москве, в Кремлевском полку. Сергей мечтает учиться, чтобы стать офицером.

Несмотря на переоценку военных событий, подвиг российских солдат остаётся достойным. Ведь подвиг воина — это подвиг веры, долга, присяги. Пройдут годы. Канут в небытие споры об «афганцах» и упрёки, так больно ранящие их. Эта война останется в народе чёрной меткой. Но она останется…

Сергей Исаев
ученик 8 класса
Теребенской средней школы