Что мы знаем о Слободе, одном из пятнадцати сельских поселений района, одном из самых удалённых от райцентра? Во-первых, там есть красивейшее озеро, излюбленное место рыбаков не только нашего района, но и заезжих со стороны. Во-вторых, там совсем мало людей. В-третьих, какие-то московские чудаки решили там малину выращивать. Пожалуй, всё. Ещё меньше мы знаем о том, какой была Слобода полвека назад…

На фотографии, сделанной примерно в середине пятидесятых годов, мы видим большую семью Разуваевых. Хотя это по нынешним меркам большая семья, а в то время семеро детей — обычное дело. Глава семьи Афанасий Дмитриевич, как и его супруга Екатерина Антоновна, родились и всю жизнь прожили в Слободе. Старшая дочь Татьяна (на фото её нет) родилась до войны. Мария — во время войны, а остальные дети послевоенные.

Жизнь Слободы в военные годы ничем не отличалась от жизни сотен других сёл и деревень, оказавшихся в оккупации. Сказать, что люди жили, как могли — ничего не сказать. Ложились спать, не зная, проснутся ли утром, а утром не знали, доживут ли до обеда… Да и обеда, как тако- вого, не бывало неделями, и даже месяцами… К счастью, мы не знаем, как это — делить пять картошин на шестерых детей, печь хлеб, не имея даже горсти муки, не иметь даже простейших лекарств для ле чения больного, возможно, смертельно больного ребёнка… Тем не менее, люди жили, как могли…

Но вот война закончилась. И что же? Стало легче, проще жить на деревне? Вряд ли. Конечно, вернулись, оставшиеся в живых мужчины, исчезла ежеминутная ургоза для жизни тех, кто был в тылу (но вместе с тем и исчезла надежда, что вернутся все, вернутся такими же, как уходили — молодыми, здоровыми). Появилась надежда на то, что скоро жизнь наладится, но горечь и нужда остались на долгие годы и даже десятилетия.

Разуваевым повезло — все они остались живы. Афанасий Дмитриевич с супругой и дочерьми Татьяной и Марией, как и многие их земляки, были угнаны в Белоруссию. Родители никогда не рассказывали детям о том периоде жизни — не хотели вспоминать. После возвращения жизнь стала потихоньку входить в свою колею. Правда, назвать её привычной нельзя, но появилась хоть какая-то стабильность.

Уже через десять-пятнадцать лет в Слободе была большая щкола, в которую ходили дети не только со Слободы, но и с окрестных поселков — Алексеевки, Сергеевки, Клетно, Семёновки, Долгого, Труд-Слободки, возможно и других поселков, названий которых теперь и спросить не у кого. Директором школы в то время был Пухтинов Иван Иванович, он же преподавал историю. Его супруга Татьяна Павловна учила детей математике. Иностранный язык преподавала Тужикова Варвара Григорьевна. К сожалению, всех учителей, работавших в то время, не удалось вспомнить.

Работали слободчане в колхозе имени Жданова. Председателем был Быков Вячеслав Яковлевич, который пользовался большим авторитетом среди колхозников. При нем была организована подача электричества от колхозного движка, открылась общественная баня. Основная работа колхозников была на фермах и на полях. Даже не знаю, какая из этих работ более изнурительна… А ведь дома в каждом дворе было немалое хозяйство — коровы, поросята, гусей было столько, что всё вокруг белым бело, многие держали пасеки, и мёд был существенным подспорьем семейному бюджету…

В середине пятидесятых работал клуб. В нём была и библиотека, в которую любили бегать подростки. Сейчас в это трудно поверить, но в те времена увлечение детей книгами не приветствовалось — работать надо было, а не ерундой заниматься… Директором клуба и библиотекарем была Корчукова Наталья Андреевна. Она старалась хоть как-то скрасить жизнь своих односельчан. Понятно, что о досуге и речи не шло, но, тем не менее, Наталья Андреевна исхитрялась организовывать и клубные вечера с песнями, самодеятельностью, и просветительскую работу, и о народных праздниках не забывала. В один из таких праздничных дней и была сделана фотография, которую мы рассматриваем. Светлое Христово Воскресение, Пасха! Сколько радости было в этом празднике, сколько надежды на то, что всё будет хорошо. Хоть в колхозе этот день специально устанавливали рабочим (не к лицу советским колхозникам мещанские праздники праздновать), люди все равно старались отметить этот светлый день. Конечно, отмечали совсем не так, как мы привыкли — и в церковь ходили далеко не все, и угощение было гораздо скромнее. Но все равно радости было много. Самое любимое пасхальное развлечение — качели. Их устанавливали на пригорке, как раз напротив дома Разуваевых — ребятам и бежать далеко не надо было. Ещё одно традиционно пасхальное мероприятие — битьё яйцами. Это мы бьёмся крашенками больше для соблюдения традиций, а в то время выиграть яйцо было большой удачей, ведь их красили по счёту…

Люди старались как-то принарядиться, специально к этому дню хранили какие-то заветные вещицы. Две девочки на фотографии — в белых носочках, а это по тем временам практически роскошь. Всё, что надето на членов семьи, сшито руками хозяйки. Каким-то чудом Екатерина Антоновна сохранила старенькую швейную машинку, умудрялась выделить из скудного семейного бюджета кое-какие деньжонки на дешёвый ситчик. А где брала она время для того, чтобы обшить всю семью? Ведь кроме крайне тяжёлой работы в колхозе, на её плечах лежал немалый огород, на котором выращивались овощи для семьи и на корм скоту. Запасти сена корове на зиму также было непросто — все угодья были колхозными, кое-где, на неудобьях, урывками косили траву, во дворе сушили. Стирка на такую большую семью даже пятнадцать лет назад была нелёгкой работой, а в те далёкие годы, когда даже мыла вволю не было, не говоря уже про хоть какую-то автоматизацию процесса, это был тяжёлый труд. Еду готовили в печке один раз в день, с утра и до вечера печь сохраняла пищу горячей. Меню было, как и везде — в одном чугуне щи, в другом похлёбка. Вот тебе и первое, и второе. Иногда рацион разнообразился кашами, блинами, в особые дни — яичницей. Особенно вкусным лакомством считалась запечённая тыква. Хлеб тоже в основном пекли сами, и рецептов его великое множество — у каждой хозяйки свой секрет…

Дочери Екатерины Антоновны до сих пор хранят как семейную реликвию рушники, сотканные и вышитые мамой. Сколько часов было в сутках у тех женщин? Ведь практически в каждом доме есть подзоры, рушники, скатерти, половики, лоскутные одеяла, сделанные руками мам и бабушек. Они, как заведённые, с раннего утра и до поздней ночи трудились на благо своей семьи, и при этом находили силы и время для творчества. Ведь, глядя на иной рушник, понимаешь, что это настоящее произведение искусства, в которое вложены не только труд, время и умение мастерицы, но и её душа, её оборвавшаяся на самом излёте любовь, её неизбывная горечь и невыплаканные слёзы… Старшие дочери Татьяна и Мария рано стали материными помощницами. И вообще, дети в то время рано взрослели, слишком быстро пролетало их детство… Двенадцатилетняя девочка считалась уже взрослой для того, чтобы взять на свои плечи часть хозяйкиных забот. А окончившие семь классов подростки становились полноценными колхозниками. Девчонки быстро освоили все премудрости взрослой жизни научились прясть и вязать, шить и вышивать, пестовать детей, выхаживать новорождённых телят, содержать в порядке скотину… Стоит ли удивляться тому, что жизнь детей этой большой семьи сложилась, в целом, благополучно.

Анна живёт в Калуге, у неё две дочери, два внука и две внучки. Вместе с сёстрами Ниной и Валентиной, которые тоже живут в Калуге, часто приезжает в Слободу, погостить у сестры Анастасии Афанасьевны Ефимочкиной и самой старшей из этой большой семьи Татьяны Афанасьевны Кожевниковой. Мария жила в Корекозево, недавно она ушла из жизни. У неё остались сын и дочь, внук и внучка. Николай Афанасьевич Разуваев живёт в Брянске, со своими детьми и внуками тоже частенько приезжает в гости. Афанасий Дмитриевич Разуваев ушёл из жизни в 1983 году, его жена Екатерина Антоновна пережила мужа на четыре года.

Но вернёмся в наши дни. Сегодня в Слободе проживает менее ста человек и подавляющее большинство из них преклонного возраста. С 2007 года в деревне есть природный газ, так что проблемы с заготовкой дров остались в прошлом. Так же, как и проблемы с сеном — в Слободе осталось всего три коровы. В апреле 1996 года в Слободе случилось большое несчастье — сгорел насос, и деревня осталась без водопровода. Решить эту проблему сразу возможности не было — все мы помним и неразбериху с документацией, и финансовые проблемы, царившие в те годы абсолютно в любой сфере жизни. А со временем люди привыкли жить по старинке, носить воду из колодца. Да вот беда — вода стала уходить. Некоторые колодцы обмельчали донельзя, иные и вовсе пересохли. Глава села Татьяна Ивановна Васякина находит возможность углубить те колодцы, что ещё живы, так что, возможно, в этом году вода у слободчан ещё будет. Но жить без водопровода и дальше стареющему населению Слободы будет сложно. Хочется верить в то, что, несмотря на режим экономии, в котором все мы вынуждены жить ближайшие годы, водопровод в Слободе будет. Что будет пополняться Слобода и детьми, и внуками, и не только во время летних каникул…

Оксана Куликова

P. S. :

Уважаемый Главный редактор!

Приношу извинение за то, что не могу обратиться к вам по имени — отчеству. К сожалению, на сайте газеты «Родной Край» и в самой газете (раздел контакты) отчество не указано.

Позвольте представиться: Стрела Марк Анатольевич — генеральный директор ООО АПП «Слободские Ягодники». ООО АПП «Слободские Ягодники» — небольшая фирма, обосновавшаяся на землях Хвастовичского района, на околице села «Слобода». Создана она силами двух «…каких-то москвичей чудаков…»: Игумновым Сергеем Викторовичем и мной. Начиналось все в апреле 2013 года с чистого листа, точнее, с облагораживания земельного участка, на котором кроме кустов и бурьяна не было ничего и который около 20 лет не видел плуга. Когда мы с помощью Хвастовичского МТС поднимали целину, на звук работающей мощной техники вышла часть оставшегося немногочисленного населения Слободы посмотреть на работающий трактор, как на давно забытое чудо, со слезами на глазах! Поначалу люди с недоверием наблюдали, как два московских «пришельца», вручную, прокладывали 800 — метровую магистраль для полива будущей плантации малины, как выращивали саженцы и высаживали их в поле. Постепенно недоверие сменилось любопытством. Что за диво сажают эти москвичи?! Сегодня часть любопытствующих наблюдателей превратилась в наших помощников, появилась возможность заработка. Пусть пока не большого, но уже более 10 лет в Слободе нет работы и возможности заработка совсем. В 2014 году появился первый результат нашего труда — ягода — малина. С удивлением смотрели жители Слободы на диковинную малину в сентябре месяце, поражало их не только время появления урожая, но и размер ягод. Так случилось, посетил нас в том памятном сентябре и ваш земляк — Анатолий Дмитриевич Артамонов (Губернатор Калужской области): подивился тому, что за дело взялись москвичи, пожелал успехов. Три года мы увеличивали, по возможности, плантацию, участвовали в районных мероприятиях, знакомились с истинными тружениками в селах Красное, Бояновичи, Подбужье, Воткино, Хвастовичи. И чем больше мы трудились на земле, тем ближе узнавали жителей района, тем ближе становилось нам село Слобода и Хвастовичский край. Так постепенно в трудах и мы, «москвичи», стали его частичкой….. Не случайно фирма была названа «Слободские Ягодники». На всех ярмарках и выставках мы представляемся как производители из Калужской области, из Хвастовичского района, из села Слобода. Наш лозунг: «Выращено на благодатной Калужской земле»,- используем везде. О селе «Слобода» из Калужской области, в котором выращивают очень вкусную малину, уже знают даже в Израиле. Изготовленный нами продукт из Слободской малины под маркой «Слободские Ягодники» в феврале 2016 года на Международной продовольственной выставке в Москве «ПРОДЭКСПО-2016» занял первое место и удостоен Золотой медалью.

Обращение к Вам, уважаемый Главный редактор, спровоцировано статьей «Большая семья» в газете «Родной Край» от 26 февраля 2016 года, «пройти мимо» которой мы с моим коллегой не смогли. Хорошая статья о хорошей русской семье, о кусочке истории Слободы. Но что зацепило?

Лейтмотивом статьи является слово «БЫЛО». Была большая Слобода, в Слободе была замечательная семья, замечательное время, замечательная земля, но по ним «прокатилась» война, «перестройка» и всякого пошиба реформирование. Разбросало семью, как почти и все население села. Слобода практически обезлюдила, оставшимся пожилым людям и старикам все труднее обеспечивать себя необходимым для жизни, особенно, если нет поддержки детей. Это — так…

Написано с любовью к прошлому и к людям, но с какой — то неизбывной, непреодолимой тоской.

Конечно, очень важна история края, народов его населявших и людей, своим потом и кровью создававшими славу и историю. Историю надо обязательно помнить, знать, изучать и передавать будущим поколениям. Но нельзя жить только прошлым! Человек живет в настоящем и именно сегодня надо прилагать усилия, чтобы стало лучше, иначе не будет и будущего! Три года, упорно работая, мы только и слышим вокруг массу рассказов с одной и той же грустной приставкой «БЫЛО»! Так жить нельзя! Так и хочется прокричать: " Люди! Поднимите голову! Почему кругом вы видите только «БЫЛО», «БЫЛО», «БЫЛО», «БЫЛО», «БЫЛО»?! Небо над вами — ОНО ЕСТЬ! Земля, на которой работали и умирали за Родину ваши предки, ОНА ЕСТЬ! Дети, которых вы привели в этот мир, ТОЖЕ ЕСТЬ! Так сделайте этот мир для них чуть лучше! Оставьте слово «было» для музеев, для священного праздника 9 мая! Начните жить сегодняшним днем, а не вчерашним!». Пафосно? Да нет…

Автор статьи «корректно поплакал» по поводу грустной действительности, «сделал реверанс» в адрес местной власти и выразил робкую надежду на лучшее будущее Слободы, которое должно наступить, что очевидно из статьи, за счет усилий власти.

Уважаемый Главный редактор, мы искренне уверены, что журналисты, пресса могут серьезно и позитивно влиять на настроение населения, на поиск и внедрение в районе предпринимательских идей, которые не расплодят «миллиардеров», но создадут благополучие семьям, удовлетворение от сознания, что они, люди, сделали эту лучшую жизнь. Иначе дети так и будут покидать родную землю, забывать могилы своих предков и называть друг друга по имени, но без отчества.

С уважением, «Какие — то московские чудаки», которые выращивают малину в Слободе