ЛЕГЕНДА ОБ АТАМАНЕ КУДЕЯРЕ

Деревня Рессета, как и другие соседние деревни, посёлки находилась в глуши богатых лесов, здесь жили охотники, рыбаки, землепашцы, добрые, любознательные люди. Известна деревня историческими событиями. Народная молва хранит в памяти легенды о нашей местности. Окружена легендами старинная дорога-большак, вдоль которой в своё время по обе стороны поселилась наша деревня. По большаку проезжали купеческие караваны с товарами из Киева на Москву и обратно. На дороге встречал их разбойник Кудеяр со своей бандой. С интересом рассказывал о Кудеяре житель деревни Никон Фёдорович Петраков, или Аникан, весёлый, своеобразный человек, живший в конце XIX столетия и в начале XX. Он говорил, что Кудеяр укрывался в лесу 22 квартала, в глубоких оврагах, даже уверял, что знает, где была стоянка разбойников. Это было тёмное и глухое место. В районе исторической стоянки Кудеяра, в 5 км от деревни Рессеты, в 1937 году при постройке Полпинской железнодорожной хозяйственной ветки образовался рабочий посёлок Кудеяр и станция с тем же названием.


Многих людей интересовала история или легенда об атамане Кудеяре, который жил во времена Василия III. Газета «Труд» № 9 за 21.01.2006 г. писала о кладах Кудеяра. Учёные сделали вывод: знаменитый разбойник-реальная фигура. А значит, реальны и его сокровища. Золото Кудеяра, воистину, из всех легенд о «зачарованных кладах» — это самая большая загадка, не разрешённая до сих пор. Здесь неясно всё: кто такой Кудеяр? Когда и где он жил? Нет ни одного достоверного свидетельства. Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора. Легенды о нём записаны во всех южных и центральных губерниях России, начиная от Смоленской до Саратовской. А то ещё был Кудеяр и в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил. Предания о Кудеяре, на самом деле, встречаются по всей России. Даже на Брянщине — дескать, в непроходимых Брянских лесах орудовала шайка Кудеяра. Видимо, Кудеяр изначально не реальное лицо, а просто некий народный символ свободы.

В деревне из уст в уста с давних пор передавались различные легенды об атамане Кудеяре. Услышанные легенды нас, 10–12 летних детей, захватили. Мы собирались вместе: мой двоюродный брат и друг Виктор Ермошин, который отличался смелостью, находчивостью, ещё несколько парнишек и я с ними. Ходили к этому оврагу со штыками, благо их валялось много после войны, искали золото. Это было так завораживающе и страшно, но ничего нам не удавалось найти, кроме разных железок и патронов. Недалеко от того места был большой колодец с чистой водой. Он назывался «Гремучий». Из него брали воду и возили в бочках на лошади в посёлок Кудеяр для пекарни и для питья жителям. Доходили до нас сведения, что возле этого посёлка раньше кому-то удавалось находить золотые монеты. Достоверно не было известно. Старики говорили, что в те далёкие времена недалеко от места предполагаемого обитания атамана стояло дерево — вяз, на котором был изображён перст, указывающий нахождение клада Кудеяра. У одного из давних жителей деревни была карта местности, где располагался разбойник со своей бандой. Нам, детям, интересно было знать всё об атамане. Он для нас был дерзким, смелым, беспредельно храбрым и щедрым человеком, так как добро, отнятое у богачей (купцов, бояр, дворян), раздавал беднякам. Атаман даже снился во сне. Эта история долго не выходила из головы, хотелось узнать о нём больше. Будучи уже старше, я познакомилась с аналогичными персонажами в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и повести А. С. Пушкина «Дубровский». Прочитала в интернете, что был такой разбойник Кудеяр и не один. Много было кладов у Кудеяра. Они и до сих пор не найдены. Подключила своё воображение, и в моей голове возник некий образ атамана, о котором я решила написать легенду:

Собрал он шайку удалую,
Двенадцать дюжих молодцов.
И стали мстить, собой рискуя,
За синеокую любовь.
Он грабил лишь богатых панов И мстил за девицу-красу.
Носилась шайка атамана
То по дорогам, то в лесу.
Не раз мы слышали сказанье.
Была то быль или обман.
Но нам, ребятам, в детстве раннем
Ночами снился атаман…

(Из «Легенды об атамане Кудеяре»)

МЕСТЕЧКО ГРУСТИШЬ

В полутора километрах от деревни Рессета по большаку, ведущему в сторону деревни Ловатянка, есть живописное местечко на крутом берегу реки, называется оно (как уже было сказано выше) — Грустишь. Из легенды, бережно хранимой жителями Рессеты и окрестных сел и деревень, мы знаем, что в давние-давние годы во времена бесчисленных набегов на Русь иноземцев, случилась эта трагическая и вместе с тем героическая история. В 1238 г. татаро-монголы уже в который раз разорили Хвастовичскую землю. Следы этого нашествия сохранились в здешних местах до сих пор. Например, недалеко от деревни Рессета, там, где река образует довольно большой залив, расположена целая цепь курганов. Возникли курганы после того, как собравшиеся с силами воины земли русской дали большой бой татаро-монгольским захватчикам. Татары своих убитых воинов свозили на берег этого залива и хоронили в курганах. Мужественно сражались русские воины с непрошеными гостями. Они отстаивали каждый клочок своей земли. При этом и самих погибало несчётно.
Гпасит легенда — крупное сраженье Произошло вблизи от Рессеты.

Татары потерпели пораженье,
И рухнули злодейские мечты…
Закончилась та битва. Было рано.
Окутал всё туман. Стояла тишь.
Здесь вырастали новые курганы,
А место битвы названо — «Грустишь».
Его назвали вовсе не случайно —
Грустили предки много долгих дней,
А воды унесли навеки тайну,
И стон людей, и ржанье лошадей.
Здесь красота любимого местечка
Сливается с историей навек,
И вдруг забьётся трепетно сердечко,
А в памяти далёкий грозный век.

(Из поэмы «А для меня Хвастовичи — Россия!»)

Местечко Грустишь — это символ мужества и непобедимости наших давних предков, место печали и боли, где погибло немало русских богатырей, защищавших свою землю. Оно наполняет человека гордостью, величием и напоминает нам о тех далёких временах, когда вольнолюбивые наши пращуры, не жалея живота своего, сбросили поганое бремя иноземных захватчиков. Во второй половине XIII века Хвасговичская земля не раз переходила из одного княжества в другое. В силу своего географического положения на этот уголок русской земли претендовали, в том числе, Польша и Литва. Старые люди рассказывали, что в далёкие времена шли на нас Польша и Литва большим неисчислимым войском: «В это утро стоял в округе густой туман. Когда передовые воины иноземцев подошли к реке, то оказалось, что в этом месте был крутой обрыв. Остановились они в замешательстве. Подходившие следом всё напирали и напирали, сталкивая впереди идущих воинов с обрыва в реку. Многие нашли могилу в глубоком омуте». Об этом из уст в уста передавали жители Рессеты на протяжении многих веков. Эту историю я услышала от мамы, Маркиной Екатерины Ивановны, и от старших братьев в семье.

Далёкие наши предки мужественно сражались и с польско-литовской Речью Посполитой. На окраине деревни и по берегам реки разбросаны многочисленные захоронения, в народе называемые «польские курганы». Подтверждение этой версии можно найти в том, что когда на окраине деревни возле курганов копали яму под погреб, то Петрашин Алексей Остапович нашёл обломок сабли или палаша с надписями на польском языке. Это было в 70-е годы XX века, о чём вспоминают Игорь Рыгалин, Вадим Матюшин, Владимир Ермошин, приезжавшие на лето к своим бабушкам и дедушкам; им в то время было по 10–12 лет, теперь за 50. Они держали в руках обломок найденной сабли или палаша, потом играли в «войну», используя этот артефакт. Находили там и человеческие останки с разрубленными черепами и костями. Доказательством этого нашествия по большаку, около деревни возвышались и до сих пор находятся могильные курганы, где враги хоронили своих убитых воинов. Итак, мы видим, что на нашей Хвастовичской земле в XI11-XV веках побывали многочисленные полчища завоевателей: татаро-монголы, поляки, литовцы, крымские татары и другая вражеская нечисть. Они уничтожали, сжигали сёла и деревни, уводили в полон наших девушек, молодых мужчин. Население терпело и переживало великие бедствия.