Как известно, в России есть две беды. В сельской местности вторая российская беда сегодня стала особенно острой. Если в советское время дороги хоть как-то строились и ремонтировались, то в последние годы ими просто никто не занимается. Денег на это нет, и не предвидится. Ниже приведена статистика:

Развитие инфраструктуры сельской местности в Калужской области, количество дорог с твердым покрытием.
01 02 03 04 05 06 07 В среднем за год
5,2 29,9 22,3 10,2 17,89 18,44 31,83 19,4 км

Источник: Федеральная Служба Государственной Статистики по Калужской области

Получается, что в среднем в области за последние годы строится порядка 20 километров сельских дорог в год. Причем злые языки говорят, что точно известно, к чьим дачам ведут эти конкретные дороги.

Если учесть, что в Калужской области более 3 тысяч населённых пунктов, то получается, что строится в среднем по 6 метров дороги на один населенный пункт в год. Если взять среднее расстояние от села до дороги в 6 километров (что вообще-то не так), то получится, что потребуется больше 1000 лет, чтобы такими темпами дойти до европейского уровня сельской дорожной сети (асфальт к каждому коттеджу). При этом мы не учли, что дороги разрушаются и за эти 1000 лет они разрушатся, скажем мягко, довольно ощутимо.

Очевидно, сегодня дело не в бедности, а в приоритетах распределения средств. И не надо говорить про климат. При пересечении границы Финляндии качество дорог вырастает на порядок, а климат там похожий. При этом неплохие дороги у финнов идут буквально на каждый хутор. Более того — в последнее время заметной стала разница даже при пересечении границы Белоруссии. Поскольку в Белоруссии удалось сохранить почти советские темпы строительства сельских дорог, сельская дорожная сеть там находится в отличном, по сравнению с Россией, состоянии. Причем она там действительно используется, в результате чего Белоруссия экспортирует продовольствие.

Характерно, что лендлорды (землевладельцы) не заинтересованы ни в развитии, ни даже в поддержании сети дорог. В одном месте на средства, собранные местными жителями, проводилась отсыпка дороги. Полномочный представитель владельца не только не попытался помочь, а потребовал 1000 рублей с каждой машины земли, поскольку «это его земля берётся» (позднее выяснилось, что местный карьер не относился к «его» земле). В том же ключе относятся к ремонту и прокладке дорог очень часто. В другом месте существенно улучшалась дорога, ведущая к ферме. Хозяева фермы связались с владельцем земли с обеих сторон от дороги и предложили тому поучаствовать в финансировании, поскольку лучшая дорога повышает в том числе и стоимость земли, однако получили краткий и ёмкий ответ: «Просьба с такими вопросами больше не беспокоить. Спасибо». Т.е. «инвестор» по-русски — это «специалист по покупке-продаже», которого не интересуют другие виды операций. Положительные примеры на общем фоне редки, как звёзды в ясный день.

Вывод:

[blockquote]Жить в деревне, куда нельзя доехать, мало кто готов. Дорожная сеть, построенная во времена СССР, сегодня деградирует. При этом ни администрация, ни землевладельцы, как правило, не заинтересованы в восстановлении и прокладке дорог. А у редких сельхозпредприятий на это нет средств. Ухудшение качества дорог стимулирует отъезд из деревень оставшихся жителей и серьёзно тормозит старт новых проектов, поскольку создание дорожной инфраструктуры стоит дорого.[/blockquote]