Многие события русской истории происходили на земле Хвастовичской. В полутора километрах от села Хвастовичи, близ посёлка Успенский, на правом берегу реки Вельи находятся четыре кургана (могильники языческих времён) диаметром 20 метров. Восточнее села Красное, в километре от него, также обнаружены следы жизни древнего человека. Курганы найдены в районе деревни Нехочи. В этих местах краеведы Хвастовичской, Стайковской и Красненской средних школ нашли каменные молотки, наконечники стрел, принадлежности для ловли рыбы, черепки глиняных сосудов. Все эти находки находятся в краеведческом музее Хвастовичской средней школы.

На территории нынешнего Хвастовичского района стояли когда-то дремучие леса. В IY и Y столетиях нашей эры в непроходимую глушь лесов пришли славянские племена — вятичи и поселились на берегах Оки, Жиздры, Рессеты и их притоков. Легенда повествует, что когда-то от племени ляхов откололся род и ушёл далеко на восток. Западные славяне поселились и на территории нашего района. По имени своего родоначальника -Вятко прозывались они вятичами. Легенда эта очень древняя. Она была известна летописцу Нестору, который поместил её в начале XII века в летопись «Повесть временных лет». «Радимичи же и вятичи, — говорится в ней, — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой Вятко, и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко с родом своим — на Оке, и от него прозвались вятичи».

Земли вятичей в течение нескольких веков подвергались нападению многочисленных врагов. В YII — IX веках на территорию нашего края совершали разорительные набеги хазары — племена, жившие в нижнем Поволжье, Приазовье, Подонье. Летописец в записи под 859 годом сообщает: «Варяги из Запорья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, и со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». В X веке киевский князь Святослав Игоревич разгромил хазар. Территория нашего края была освобождена из-под хазарского ига и вошла в состав Киевской Руси. Летопись в записи под 964 годом рассказывает о походе Святослава: «И пошёл на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей и сказал им:
 — Кому дань даёте?
Они же ответили:
«Хазарам по шелягу (золотая монета) — от сохи даём».

А под 966 годом в летописи сообщается: «Вятичей победил Святослав и дань на них возложил». Следует обратить внимание на изменение способа сбора дани. Если в IX веке вятичи платили хазарам «по белке от дыма», то в конце X века они платят уже «по шелягу от сохи». Это свидетельствует о существенном изменении рода занятий. Если в IX веке основным занятием была охота на пушного зверя, то в X веке, в основном, стали заниматься земледелием. Главным орудием земледелия была соха, сначала сплошь деревянная, а затем с железным сошником. Скотоводство было подчинено земледелию, а охота совсем отошла на второй план.

Дань с вятичей собиралась, вероятно, нерегулярно, всякий раз приходилось их покорять вновь, о чем говорят походы киевского князя Владимира Святославовича в 981 и 982 годах. Под 981 годом летописец сообщает о Владимире: «Вятичей победил и возложил на них дань от плуга, так же как и отец его взимал».

Под 982 годом — новое свидетельство о вятичах: «Восстали вятичи, и пошёл на них Владимир и победил второй раз». С принятием христианства на Руси оно постепенно распространяется и среди вятичей, однако ещё в XII веке большинство вятичей оставались язычниками. Умерших сжигали, а оставшиеся кости собирали и клали в глиняный сосуд и ставили «на столпе на путях» — помещали в надмогильный домик-саркофаг. Внутри столпа-кургана было деревянное сооружение, куда имелся доступ снаружи и куда устанавливалась урна с остатками трупосожжений.

Последнее упоминание о вятичах в летописи встречается под 1197 годом. В XIII веке они слились в одно целое с переселенцами — славянами из бассейна Днепра и составили вместе с кривичами основу для формирования русской национальности. По мере развития феодальных отношений племенные особенности сглаживаются. В XIII веке наименование «вятичи» исчезает.