Еще нет и пятнадцати лет, как Глушенковы живут в Хвастовичах. Женская «половинка» Тамара Ивановна делится воспоминаниями:

– Когда мы ездили с Иваном Васильевичем сюда в гости к дочери Гале, село не нравилось: была деревня деревней, а окраины так ещё и зарастали. Когда сюда переехали из Литвы, стали привыкать к тому, что было. А уже через 3–4 года поняли: это наш уголок! В нём было главное для жизни — тишина, покой, хорошие люди, рядом с домом поля, природа. По обстановке в семье дочери, где росли три наших внука, поняли — не сладко им живётся, а потому сразу же завели корову, кроликов, кур, потом коз. Нелегко было со всем этим нам, горожанам, справляться. За сыновей Юрия и Владимира переживать приходилось меньше, ведь они служили в армии. Первый в звании подполковника. А Владимир, как и отец, летал на самолетах (в последнее время — на «Русланах»). Ему с семьей приходилось труднее, так как жалованье платили не вовремя, держался больше из-за престижной профессии. Зато он в числе первых в Вооруженных Силах получил сертификат на жильё в г. Щёлково, где сейчас и проживает с семьей.

К разговору присоединяется Иван Васильевич, глава семейства:

– Мы с женой оба деревенские. Я родился и рос на Брянщине, она в Тверской области. Встретились на танцах в нашем офицерском клубе в Паневежисе, где я проходил службу как офицер-авиатор. Кареглазая, ладная, с особенной улыбкой, в то же время открытая и простая, Тамара мне сразу запала в душу. Боясь её «проглядеть», упустить, я довольно быстро попросил её руки. К удивлению, она тоже с радостью согласилась выйти за меня замуж. Поженились в 1962 году, а уже на следующий год родился Юрий. Галя стала вторым ребенком. Она, будучи ещё старшеклассницей, стала на каникулах ездить к Юрию в Москву, который служил в военном училище им. Верховного Совета РСФСР, которое сам успешно закончил. Там на танцах, как и мать, она познакомилась с курсантом Юрием Гафаровым. Знакомство закончилось свадьбой и отъездом молодых в Грузию, где они служили и работали до назначения зятя заместителем райвоенкома Хвастовичского района. Так они, а затем и мы стали жителями Калужской области.

Честно говоря, я из Литвы уезжал без желания — там и сейчас живут родственники по моей линии. Но Тамара Ивановна «потянула» так (а ей бы жить и жить там в удовольствие, так как отлично владеет литовским литературным языком), что некуда было деться — я ее люблю, уважаю, потому и перечить не смог. Правда, скоро понял: здесь, в Калужском крае, родная и дорогая для нас Россия и легко дышится, веет от людей теплотой и искренностью, очень хорошие у нас соседи. Да и детям здесь понравится. Сыновья и внуки, а теперь и правнуки, едут к нам и зимой, и летом, когда можно сходить на рыбалку, посидеть у костра или помочь нам на огороде. Я и сам рыболов–любитель.

Мне в сентябре исполнится 73 года. Пережил инсульт по возвращении со службы из Ливии, где обслуживали наши самолеты у полковника Каддафи в 1985–1986 годах. Недавно со мной случился инфаркт. В общем, приходится уже думать, как и для чего жил, любил, каким был мужем, отцом и прочее. Если бы не жена и дети... Это они помогают в трудную минуту. Понимая боль, я теперь ещё больше переживаю и за Тамару — у нас как бы встречная волна внимания нахлынула. Без этого, наверное, нельзя в нашем возрасте…

Занимаясь приготовлением чая, Тамара Ивановна не слышала многих слов мужа, поэтому меня просто поразили её практически такие же мысли о нем. Вот это интуиция и магнетизм! — даже мыслят в одно время одинаково — не зря прожили рядышком 50 лет!

Чуть позже она скромно заявила:

– Если вернуться в молодость, то другого человека для себя и не пожелала бы! С ним легко, уютно, хочется пирогов напечь, праздник для него сделать. Рыбалку стала недолюбливать — боюсь повторного инфаркта у Ивана Васильевича. И дети обо мне, как и муж, заботятся. И я этим очень дорожу и горжусь…

– Если собрать всех Глушенковых, вместит ли их этот большой дом?

– Храню фотографию со свадьбы дочери Екатерины, так на ней нас больше 30 человек запечатлено, — говорит Галина Ивановна. — И удивляться не приходится: у нас у троих девять детей — по три у каждого. У наших детей растут уже восемь своих деток — маминых правнуков. Имеется и резерв — незамужние и неженатые члены нашего рода. Приходите к нам лет эдак через пять и увидите, каким стал полк или дивизия Глушенковых… Без внуков и без правнуков какой же смысл в жизни?...

– Радости и невзгоды мы с ней всегда пополам делили, потому и служба, и все дела у нас как бы семейными получались. Так же и дальше жить будем, — добавил Иван Васильевич.

Виктор Гусаров.
с. Хвастовичи.